Search
2 апреля 2023
  • :
  • :

Новое

Близость конца разжигает в политиках огонь

Симуляция ядерной войны между Россией и США набирает в Интернете миллионы просмотров. Эксперты всерьез размышляют о вероятности такого сценария и рассказывают, кто выживет, если подобное, не дай бог, случится. Спойлер; выживут Аргентина, Австралия и Новая Зеландия. Особо ретивые требуют применить тактическое ядерное оружие. Да, похоже, никогда еще мир не был столь близок к ядерной войне. И, надо заметить, к тому он шел упорно и долго.

quot;Близость конца разжигает в политиках огоньquot;

Фото; pixabay.com

17 сентября 1943 года стартовал „Манхэттенский проект“ - американская программа по разработке ядерного оружия. Руководили ею физик Роберт Оппенгеймер и генерал Лесли Гровс. В своих исследованиях они во многом опирались на достижения немецких ученых. Через два года, когда Гитлер капитулировал и Третий рейх окончательно передал свои военные разработки Вашингтону, 16 июля 1945 года в американской пустыне под Аламогордо (штат Нью-Мексико) было испытано первое ядерное взрывное устройство. Называлось оно „Gadget“ - сейчас это слово используется для обозначения смартфонов, айпадов и других модных устройств. И да, есть параллели - ведь тоже своего рода разрушение.

Собственно, 16 июля 1945 года, без преувеличения, открыло новую эру в истории человечества. Лучше всего художественно это, пожалуй, отразил Дэвид Линч в своем культовом сериале „Твин Пикс“. Если не видели, то обязательно посмотрите. Если видели, то наверняка помните, что там ядерный взрыв выпустил в наш мир великое зло. И демоны из Черного Вигвама, оборотной стороны Сущего, стали реальны. Кто убил Лору Палмер? Американские военные, так получается.

Ядерное оружие было применено дважды в августе 1945 года. Бомбардировщик B-29 „Enola Gay“ полковника Пола Тиббетса сбросил на Хиросиму атомную бомбу „Little Boy“. Три дня спустя атомная бомба „Fat Man“ была сброшена на город Нагасаки пилотом Чарльзом Суини с бомбардировщика B-29 „Bockscar“. Штатовские пропагандисты до сих пор уверяют мир, что так США смогли быстро закончить Вторую мировую войну. В реальности это был чудовищный устрашающий акт, ставший следствием коллаборации немецких нацистов и американских фашистов, которыми, так получается, оказались американские военные. Слияние это блестяще показал Чарльз Буковски в рассказе, озаглавленном знаком свастики. Там, по сюжету, мозг дряхлого Гитлера пересаживают в тело американского президента. Весьма толстый намек.

Ранее - в феврале того же 1945 года - британцы и американцы бессмысленно и беспощадно разбомбили Дрезден, уничтожив по меньшей мере 130 тысяч человек, а также выдающиеся произведения искусства и объекты архитектуры. Это безумие нашло отражение в антивоенной книге Курта Воннегута „Бойня номер пять“. Сам автор, будучи военнопленным, разбирал завалы в Дрездене после бомбардировок. Книга его „Бойня номер пять“ в США подверглась жесточайшей цензуре - демократия, чего уж. Говорят, американцы были готовы использовать ядерное оружие и против Советского Союза. Но атомные шпионы передали данные в СССР, а советские гении в рекордные сроки создали атомное оружие, восстановив ядерный status quo.

После мир долго балансировал на краю ядерной войны. Упражнялся в эсхатологической эквилибристке, так сказать. Пожалуй, самой известной и часто упоминаемой точкой ядерного противостояния стал Карибский кризис. Американский ядерный арсенал ожидал своего часа в Турции, а советский - на Кубе. Соотношение, кстати, было не в нашу пользу; 6000 боеголовок против 300. Министр обороны США Роберт Макнамара поэтично писал; „Увижу ли я завтра восход Солнца?“

Ядерной войны так и не случилось, а спустя год JFK (американского президента Джона Ф.Кеннеди) ликвидировали. После расправились и с другими членами семейства Кеннеди. Никакого внятного расследования, как и заявлений, на данный счет так и не последовало, но появилось одно из лучших названий рок-групп в истории - Dead Kennedys. И да, по одной из версий, Кеннеди ликвидировали представители военного лобби - чем позднее оскароносный Оливер Стоун снял большое кино „JFK. Выстрелы в Далласе“; к просмотру обязательно. 

Любопытно, что одним из способов выйти из Карибского кризиса стал культурный обмен. Тогда, в начале 60-х годов прошлого века, в Америку отправился гениальный пианист Святослав Рихтер, а в Страну Советов - джазмен Бенни Гудмен. Мог бы приехать и Луи Армстронг, но он от поездки в СССР отказался в знак протеста против событий в Литл-Роке, где расисты препятствовали совместному обучению белых и черных. Тогда же Армстронг бросил в расстроенных чувствах; „У меня прекрасная жизнь в музыке, но в остальном я чувствую себя как любой другой негр в США“.

Я не случайно делаю такой акцент на связи ядерной войны и культуры. Одно странным, а может, и, наоборот, логичным образом питает другое. Вот и во времена „холодной войны“ произведения - кино, музыки, литературы - том, как мир погибает в ядерной войне, были, что называется, обязательной частью программы. С ходу вспоминаются, к примеру, такие киноленты, как „На следующий день“, „Письма мертвого человека“ и „Нити“.

После же „самоубийства“ СССР, когда американские наблюдатели свободно разгуливали по бывшим секретным объектам русских, ядерная лихорадка приняла несколько иные -тчасти параноидальные - формы. Лучше всего, пожалуй, это описано в книге Беркема аль Атоми „Мародер“, получившей затем продолжение под названием „Каратель“. Книга обрела культовый статус, по ней сделали компьютерную игру - и, что характерно, к ней обращаются сейчас, но достать ее в печатном виде весьма непросто.

В чем ее сила, брат? Эта книга о предельном выживании. Либералы отдали в стране власть NATO, российское государство обрушилось, и теперь на Урале люди бьются за выживание. Реальный автор романа неизвестен - да и неважно, кто он; куда важнее - то, что в тексте сконцентрирован страх части населения от того, что Москва, как писал в одном из своих рассказов Пепперштейн, будет сдана врагу в атмосфере праздника. А после наступит ядерная зима, о которой теперь не говорит разве что спящий.

Еще до начала СВО Россия и США отказались от давних договоров о контроле над ядерными вооружениями и приступили к разработке новых видов стратегического оружия - фактически пошли на эскалацию. И сейчас ученые с отутюженными серьезностью лицами заявляют, что в результате ядерного конфликта погибнут свыше 5 млрд человек, в основном от голода. Постапокалиптическая фантазия в стиле „Безумного Макса“ многим уже не кажется просто выдумкой - да и, в конце концов, жизнь только подражает искусству.

Казалось бы, очевидно, что в результате ядерной войны человечество погибнет, цивилизация рухнет -днако это вовсе не остужает правительства, политиков, да и простых граждан тоже. Скорее наоборот. Близость конца лишь сильнее разжигает в них огонь, пробуждая нечто, отчасти напоминающее сексуальное возбуждение. Да, страх смерти только усиливает ощущение - и, пожалуй, в том кроется одна из причин происходящего.

Конечно, есть масса военных, политических и геополитических причин, почему ядерная война куда реальнее, чем кажется. Однако никто - или, ладно, почти никто - не говорит о том, что есть психологическая, экзистенциальная подоплека близящегося конца света. Человек и человечество слишком устали, они слишком пресыщены и больше не способны получать удовольствие. Меж тем общество тотального потребления выстроено так, что единственная суть существования в нем - это как раз-таки получение удовольствия. И только близость смерти хоть как-то еще способна подарить его.

В своей работе „Секс и страх“ Паскаль Киньяр пишет; „Наслаждение и смерть „зачаровывают“ свою жертву одним и тем же приемом - повергая в оцепенение. Воробушек, которому угрожает сокол, сам бросается к нему в клюв, то есть в смерть. Такова она - зачарованность, толкающая живое существо на смерть, лишь бы избавиться от ужаса, ею внушаемого. Желание - это и есть страх“. Как в фильмах ужасов - когда ты жутко боишься, но все равно идешь в темную комнату, дабы узнать, что там. Иначе ты не можешь, потому что ты раб своих удовольствий, а следовательно, раб близости смерти. И в этом нет никакой патетической философии -дна лишь сугубая констатация фактов.

Констатация того, что для выживания мало баллистических ракет и систем ПВО - нет, нужно нечто больше, то, что, собственно, и делает человека живым. Или, если страшное уже произошло, позволяет выжить. Об этом написаны два прекрасных текста двух разных авторов. Оба рисуют нам реальность ядерной зимы. Первый - это роман Кормака Маккарти „Дорога“. Там мальчик с отцом бредут по безжизненной пустыне, пытаясь понять, для чего оставаться людьми, если в этом, казалось бы, нет никакого смысла. Второй текст - рассказ „Зима“ Вячеслава Рыбакова. Он о том, как единственный выживший после ядерного взрыва человек сжигает дом, чтобы обогреть близкого человека, а после встречается с Христом и утешает Его, потому что разве можно спастись, самому не приложив усилий?

Да, в ядерную зиму, несмотря на все страшилки, еще мало кто верит. Но кто в Хиросиме и Нагасаки, к примеру, в 1933-м верил в ядерные удары? Кто верил в 2015-м, что ковид так переформатирует мир? Кто вообще когда во что верил прежде, чем оно не случилось? Сценарии уже описаны - и жизнь только подражает им. Однако ведь и рецепты нам даны тоже. И спецоперация, которая сейчас ведется, направлена на уничтожение одного зла, однако, делая это, мы не должны забывать о том зле, что находится внутри нас самих.

Есть такая пословица; „Хочешь мира - готовься к войне“. Но не менее важно и другое - готовиться к миру во время боевых действий. Потому что это рано или поздно кончится - разумными договорами или безумием ядерной зимы, но кончится. И тогда нам все равно придется жить, выживать. И то, как мы будем это делать, хорошо бы начать понимать, выстраивать уже сегодня. Иначе мы рискуем оказаться перед жутким оскалом еще одной катастрофы.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели