Search
21 мая 2022
  • :
  • :

Для российской молодежи создали ликбезовские ролики про СССР

Грядет дата - 26 декабря будет 30 лет с момента распада СССР. В постсоветском пространстве выросло уже целое поколение, которому, говоря по правде, уже до лампочки, как жили даже не их мамы и папы, а бабушки и дедушки в своем детстве и юности. Однако историю своей страны забывать негоже, поэтому Общественная палата РФ провела круглый стол „Как рассказывать молодому поколению про СССР?“, попытавшись найти способ возбудить интерес школьников и вложить в их „тиктокерские“ головы знания о советской эпохе. 

Для российской молодежи создали ликбезовские ролики про СССР

1 мая 1920 года в Москве. Фото; The Graduate Institute, Geneva

Фото; en.wikipedia.org

Вела дискуссию Ирина Великанова, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, генеральный директор Государственного центрального музея современной истории России.

Участники - заслуженные учителя и кандидаты наук, представители Российского исторического общества, вузов и институтов - сошлись во мнении, что с юным поколением нужно разговаривать на их же языке, „языке стеба и хештегов“. Для этого, например, в рамках Музея современной истории России было создано 20 коротких анимационных видеороликов „терра Советика“ в стиле motion comics (проще говоря, анимированных комиксов) вперемешку с исторической черно-белой хроникой, которые расшифровывают детям популярные в эпоху СССР аббревиатуры и разъясняют основные моменты советского прошлого их бабушек и дедушек.

Например, там рассказывается, как после революции в советской России принялись за искоренение безграмотности рабочих и крестьян. „Только представьте; это Москва 1921 года, а это молодой рабочий Иван, который недавно приехал из деревни. Он не умеет читать и писать, а документы подписывает крестиком. И таких очень много, почти все. А с такими людьми коммунизма не построишь, поэтому быстро нужно сделать новых людей; грамотных, культурных и политически подкованных“, - идет закадровый текст. И дальше детям языком „веселых картинок“, знакомых слов типа „это был крутой проект“ рассказывают о ликбезе; избах-читальнях, „букварях для рабочих“ и так далее. „В свободное время рабочий или крестьянин идут в клуб или избу-читальню, чтобы почитать, а не выпить“, -  оптимистично сообщает детям голос за кадром. 

В следующем ролике про советскую науку - сюжет про то, как у нас победили полиомиелит с помощью „конфеты-вакцины“, которую давали всем детям. „Это был один из главных триумфов советской науки, ярче были лишь успехи в сфере атома и космоса“. Дальше детям показывают запуск в СССР первого спутника и первого человека в космос -  Юрия Гагарина. „Никто не верил, что в молодой стране, где еще сорок лет назад две трети населения было безграмотно, будет открыта первая в мире атомная электростанция, построен циклотрон - дедушка андронного коллайдера“, однако „любая научная работа должна была сопровождаться цитатами из Ленина и Маркса“. Иллюстрация - Ленин и Маркс в космических скафандрах; „Все на МАРкС!“ (легкий стеб, как мы поняли). 

„Это называется шок-контент, в первую очередь, это было шоком для самих музейщиков, но другого языка, который могли бы услышать школьники, нет, - уверен Никита Аникин, заместитель генерального директора по развитию и внешним коммуникациям музея современной истории России. - Это, во-первых, должно быть очень коротко. Про слово „читать“ можно вообще забыть. Если начинаешь разговаривать серьезно со школьниками, все, взгляд затухает. Но, несмотря на стеб, у нас представлен позитивный взгляд на СССР, чтобы они видели, за что боролись их бабушки, прабабушки и прадедушки, ради чего жили советские люди“.

Однако учитель истории, заслуженный учитель РФ, председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин считает, что молодежь вся разная, и „ролики это здорово“, но есть дети, которые хотят изучать историю „глубже и дальше“. „Самое главное, нужно  прививать уважительное отношение к истории. Например, есть старые советские фильмы „Иваново детство“, „Летят журавли“ - этот мир детям не откроется сам, их нужно привести  туда“, - считает Павел Панкин. 

Несмотря на новомодные среди подростков методы донесения до них исторических знаний, главную роль продолжает играть учитель этого предмета. Не случайно в стране уже в шестой раз проводился конкурс „Учитель истории“, который должен поддерживать самых ярких и самых увлеченных педагогов и распространять в регионах их инновационные практики. Павел Панкин считает, что главный вопрос для учителя - как современную молодежь, которая „не плохая, а просто другая“, приблизить к себе, „зацепить“? 

Донести до детей историю учителям должны помочь, прежде всего, музеи - такой вывод делают эксперты. Вопрос только, как это делать. „Посетителями краеведческих музеев по большей части являются дети до 18 лет, а с ними немыслимо вести разговор только через артефакты, - высказалась председатель Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Ирина Великанова. - Должно быть два уровня: артефакт и цифра. С детьми надо разговаривать через знакомую им систему хештегов и интерактивных киосков“.  

Источник




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели