Российский бизнес традиционно является локомотивом зеленых проектов на внутреннем и внешнем рынках. Например, Госкорпорация „Росатом“ отвечает за работу с отходами промышленного производства I и II классов опасности. Удается ли власти и бизнесу сохранять приверженность принципам устойчивого развития, зеленой экономики в реалиях санкционного давления и объективных экономических ограничений?
Действительно ли есть эффективный диалог? Эти и другие вопросы подняли эксперты в ходе круглого стола laquoОбъединение усилий государства и бизнеса как залог экологического благополучия, прошедшего на полях X Невского международного экологического конгресса.
Несмотря на сегодняшние непростые времена, на бюджетный дефицит, на внешнее давление активное взаимодействие власти и бизнеса продолжается, отметил Гендиректор Госкорпорации laquo;Росатом Алексей Лихачев.
laquo;В 2021-2022 мы развернули работу по мониторингу экологической ситуации в Арктике. Совместно с Центом морских исследований МГУ идет целый комплекс мероприятий; замеры воздуха, воды, вплоть до работы орнитологов. Мы видим болевые точки, но в целом ситуация не ухудшается. Правительство нас поддержало. laquo;Будут внесены поправки в закон об охране окружающей среды, mdash;сказал он. ndash; Этот мониторинг должен стать государственным, а не просто проектом неравнодушных людей из МГУ и Госкорпорации.
В феврале этого года Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании системы государственного фонового мониторинга многолетней мерзлоты. Это сеть наблюдательных пунктов Росгидромета, расположенных в криолитозоне страны. Оператором системы определен Арктический и антарктический научно-исследовательский институт Росгидромета. Предполагается, что она будет создана до конца 2025 года.
Между тем в рамках нацпроекта laquo;Экология перед laquo;Росатомом поставлено 3 единые задачи. Первая ndash; создание единой информационной системы учета и контроля за опасными отходами. Второе ndash; строительство семи экотехнопарков, которые должны как перерабатывать образующиеся отходы, так и работать с наследием. Третье ndash; это само наследие. Это хорошо всем известный полигон laquo;Красный Бор в Ленинградской области, Усолье-Сибирское и БЦБК в Иркутске.
laquo;Вместе с правительством и РПН искали возможности импортозамещения технологий, новых цепочек поставки оборудования, изменений конфигураций проекта без ущерба для решения основной задачи. И нам удалось это сделать, mdash; сказал Алексей Лихачев.
Гендиректора laquo;Росатома поддержала руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова.
На территории полигона laquo;Красный бор площадью 67 га в Ленинградской области, куда свозили разные отходы из всех уголков страны, сейчас идет грандиозная стройка mdash; в данный момент возводится противофильтрационная завеса, масштабное сооружение, стена такого размера, по которой можно ездить на машине. Очень советую всем съездить и посмотреть, как государство сейчас реализует этот крупнейший экологический проект, mdash; подчеркнула она. mdash; Мы знаем про Усолье-Сибирское, много про него говорили. Это будет огромная обновленная территория, возвращенная городу. То же самое сейчас происходит на территории Ленинградской области; идет большая работа с применением лучших технологий, заменой иностранных технологий на отечественные, поиском новых решений.
Что касается ситуации с БЦБК, то с приходом laquo;Росатома она стала двигаться в нужном направлении, отметила член Общественного совета Министерства по делам развития Дальнего Востока и Арктики Юлия Зворыкина. По ее словам, у этого проекта есть определенные сложности, но если бы решить проблему с отходами БЦБК было просто, то ее бы уже давно решили.
laquo;Проблема давняя, и сейчас наметилась положительная динамика в ее решении, mdash; продолжила она. mdash; Если говорить о технических особенностях, основная сложность в том, что кассеты, находящиеся на территории БЦБК не могут быть утилизированы с применением одной универсальной технологии, так как необходимо работать со смесью разных веществ, не только отходами от производства целлюлозы, но и золошлаками, отходами ТЭЦ, канализационными отходами. Была проведена большая работа, в течение двух лет оценивались различные методики, в итоге на конкурс было подано больше 20 технологий. Стоит подчеркнуть, что опыта по утилизации отходов подобного объекта нет ни у кого в мире, поэтому потребовалось провести ряд исследований, как полевых, так и лабораторных, по результатам которых и были выбраны оптимальные технологии. В случае с БЦБК laquo;Росатом столкнулся с амбициозной задачей, но, несмотря на сложности, процесс движется в правильном направлении.
В рамках круглого стола были представлены широкомасштабные проекты в сфере экологии, инициативы бизнеса в сфере устойчивого развития, направления развития государственной политики по стимулированию бизнеса к ответственному отношению к окружающей среде.
laquo;Экология является ключевым аспектом абсолютно всех проектов. Это необходимая компонента облика любого конечного продукта; цифрового, логистического, индустриального. Без этого продукт не пойдет на рынок, а значит, инвестиции будут потрачены напрасно, чего мы не можем допустить, mdash; заключил Лихачев.