Search
29 ноября 2022
  • :
  • :

Новое

Это не аббревиатура! Развенчан миф о названии NIVA

Это не аббревиатура! Развенчан миф о названии NIVA

NIVА, пожалуй, единственный русский автобренд, которым интересуются и восхищаются во всем мире до сих пор (примеры ndash; вот, вот, вот и вот). И вот quot;Нивеquot; 45! Да-да, эта торговая марка была зарегистрирована за полгода до старта массового выпуска ndash; в конце ноября 1976 года. Газета quot;Волжский автостроительquot; покопалась в архивах АвтоВАЗа и выяснила истинную историю происхождения названия знаменитого внедорожника.

Существует известная легенда, растиражированная несколько лет назад одним известным СМИ и даже попавшая в quot;Википедиюquot; в качестве достоверного факта. Согласно этому мифу название quot;НИВАquot; ndash; это аббревиатура. Якобы имя машины образовано из начальных букв имен детей двух ее ведущих разработчиков ndash; Петра Михайловича Прусова (дочки Наталья и Ирина) и Владимира Сергеевича Соловьева (сыновья Вадим и Андрей). Оказалось, что это лишь красивая сказка, и вот почему.

quot;Сына Владимира Соловьева зовут Сергей, и никакого Вадима отродясь не было!, ndash; возмущается главный дизайнер quot;Нивыquot; Валерий Семушкин. ndash; Если так, то машина должна называться quot;НИСАquot;?quot;

Вот и в книге о первом генконструкторе ВАЗа, изданной в 2000 году, quot;Владимир Сергеевич Соловьев, человек, конструктор, творецquot; говорится, что его сын ndash; Сергей, 1944 года рождения. Да и логика названия машин по первым буквам имен детей создателей, учитывая тоталитарные советские времена, выглядит совершенно безумной. По ней ВАЗ-2101 ndash; это Вова, Алеша и Зина, а ГАЗ-3110 ndash; Гена, Аня и Зяма? Это же не Запад, где одна из марок огромного концерна получила имя дочки даже не владельца, а дипломата (первый успешный образец Мерседес 35 PS по настоянию консула Австро-Венгрии в Ницце назван по имени его дочери Мерседес)! Советские же автомобили строго именовались по аббревиатуре завода-производителя и моглилишь дополнительно носить торговые названия ndash; quot;Победаquot;, quot;Волгаquot;, quot;Чайкаquot;, quot;Жигулиquot;;

Откуда же растут уши у легенды? Генконструктор ВАЗа Петр Прусов прославился не только своими автомобильными разработками.

quot;Петя тот еще фантазер!quot; ndash; вспоминал предшественник Прусова на посту Георгий Константинович Мирзоев.

quot;Тот самых Прусовquot;, как звали его на заводе, очень любил шутки (quot;самыхquot; ndash; его любимая присказка). Особенно Петр Михайлович любил разыгрывать журналистов. Видимо, и рассказывая о создании quot;Нивыquot;, не удержался;

Что же касается истинной истории происхождения названия quot;Ниваquot;, то все началось в начале 1970-х. Первый опытный образец носил неофициальное название quot;Крокодил Генаquot; ndash; во-первых, из-за кислотно зеленого цвета кузова, а во-вторых на ВАЗе тогда уже разрабатывался quot;Чебурашкаquot; ndash; экспериментальная малолитражка Э1101, которая не пошла в серию.

Второе имя ndash; Formika (лат. quot;муравейquot;) ndash; quot;Ниваquot; получила, как ни смешно это применительно к изделию советского автопрома, под видом; борьбы с западным техническим шпионажем. Из соображений конспирации на решетку радиатора, заклеенную пластырем, повесили шильдик в виде почему-то мальтийского креста, вписанного в окружность, а испытателям велели отвечать всем любопытным, что они тестируют новый румынский FIAT.

Русское поле, колосящееся пшеницей ndash; вот что должно было представляться первым советским покупателям полноприводного внедорожника. Он и разрабатывался всего лишь как проходимый автомобиль для сельской местности. Фактически машина должна была стать quot;гражданскойquot; заменой командирского quot;уазикаquot;, который повсеместно использовался председателями колхозов и совхозов.

Название quot;Ниваquot; появляется на всей проектной документации ВАЗа уже в середине 70-х. Авторы названия посчитали, что оно звучит достаточно благозвучно почти на всех языках стран социалистического лагеря. И только для братской Кубы внедорожник поставлялся под стандартным именем Lada, поскольку NIVA по-испански очень похоже на NO VA, что означает quot;не едетquot;.

В рукописных заметках главного дизайнера quot;Нивыquot; Валерия Павловича Семушкина говорится, что не только ходовые качества, но и внешний вид машины принимала в 1976 году последняя инстанция - сам генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев.

quot;Пламенный борец за мир, за коммунизмquot;, как его называли в тогдашней прессе, сел за руль еще экспериментальной модели, газанул ndash; а Брежнев был известным в СССР лихачом ndash; и к ужасу охраны скрылся из поля зрения где-то за Жигулевскими горами.

Вернулся Леонид Ильич лишь через полчаса. Махнул рукой и сказал;

Делайте!

Источник




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели