„Мои года - мое богатство“. Вот и „МК“ стал на один год „богаче“. Но этот капитал прирастает не только за счет журналистской работы нынешних сотрудников редакции, но и благодаря поискам новых фактов из истории столичной „молодежки“. Пополнить такую „копилку“ удалось к нынешней 102-й годовщине газеты. Выяснилось, что среди ее „ранних“ редакторов есть „двойник“ одного из заслуженных партийцев бывшего кандидата в члены ЦК РСДРП, добившегося большого успеха на дипломатическом поприще.
Уж сколько было перелопачено архивных документов, справочников при написании подробной истории нашей газеты в преддверии ее 100-летия, а все-таки сохранились „белые пятна“.
Об одном из них автору этих строк довелось говорить с дочерью человека, который стоял фактически у самых истоков столичной „молодежки“, работавшего ее редактором в начале 1920-х Ильи Лина.
Регина Ильинична Лин сообщила, что написала книжку о своем отце, где поместила также сведения о некоторых его соратниках по редакции комсомольской газеты. В том числе о Николае Иорданском, который был главным редактором в 1923-м 1924-м гг.
При подготовке сборника об истории „МК“ про этого „капитана“ журналистской команды удалось узнать совсем не много, поэтому услышанная теперь информация очень заинтересовала. Моя собеседница пояснила, что сведения о человеке с такими именем и фамилией ей удалось найти в библиографическом словаре „Деятели СССР и революционного движения в России“, выпущенном Издательством Всесоюзного общества политических каторжан и ссыльно-поселенцев в конце 1920-х малым тиражом. Как указано в примечании к статье о Н. Иорданском, ее содержание основано на автобиографических материалах.
Николай Иванович Иорданский примкнул к революционному движению еще на исходе позапрошлого века. В 1899-м он был исключен из Петербургского университета за организацию студенческой забастовки, которой руководил вместе с такими известными „ниспровергателями царизма“, как Борис Савинков и Иван Каляев. Позднее Иорданский принимал участие в выпуске знаменитой ленинской газеты „Искра“, руководил редакциями нескольких периодических изданий. Он участвовал в Стокгольмском съезде РСДРП и даже был избран кандидатом в члены ЦК. После революции Николай Иванович работал в Госиздате и Наркомате иностранных дел. В 1923 году его назначили полпредом СССР в Италии, где удалось заключить торговый договор с итальянцами, что обеспечило признание этой страной Советского Союза де юре. Биография этого человека, изложенная в библиографическом словаре, заканчивается фразой; „В 1924 году возвращается в Москву к литературно-публицистической деятельности“.
И вот здесь я заметил явное „перехлёстывание“ времени. Ведь „наш“-то, редакционный Николай Иорданский, судя по опубликованным позднее его воспоминаниям (хотя и очень скупым), был включен в штат московской газеты осенью 1923-го. Не мог же он заниматься подготовкой новых номеров „молодежки“, находясь в Италии!
Получается, что мы имеем дело с двумя разными людьми. Хотя у них многое поразительно совпадает. Одинакова не только фамилия - довольно редкая, но еще имя, а также род деятельности - журналистика, руководство работой газетных редакций… Так, может, все-таки руководил тогдашним „Молодым ленинцем“ бывший кандидат в члены ЦК РСДРП?
Конечно, было бы интересно иметь в галерее „эмковских“ редакторов персонаж со столь „эксклюзивной“ биографией. Но без дополнительных подтверждающих фактов от такого соблазна лучше отказаться.
А потому сегодня будет рассказ о том, что достоверно удалось узнать, благодаря поиску в архивах и изучению старых газетных подшивок, про Николая Иорданского редактора столичной „молодежки“, которая до 22 января 1924 года называлась „Юношеской правдой“, а после смерти „вождя революции“ переименована в „Молодой ленинец“.
Вспоминая о своей работе в московской молодежной газете, он упомянул, что начинал здесь, как внештатный корреспондент. Позднее был включен в штат редакции и назначен заведовать отделом рабочей молодежи.
В протоколе заседания Московского городского комитета комсомола, состоявшегося осенью 1923 года, есть упоминание об Иорданском. Он занимал тогда должность заведующего Информационным отделом МК РКСМ. Значит, именно оттуда Николай перешел в „молодежку“, может быть, даже совмещал при этом какое-то время редакционную работу с горкомовской, - подобные варианты в ту пору практиковались.
С 17 ноября 1923 года, согласно решению комсомольских „верхов“ Москвы, Николая Иорданского поставили во главе коллектива журналистов „Юнправды“, - сначала исполняющим обязанности редактора после экстренного снятия предыдущего руководителя Григория Фальтенберга, а потом и без всяких „и. о.“ полноценным главным редактором.
Впрочем „первое пришествие“ его оказалось недолгим. Уже 3 февраля следующего года в кресло главреда (хотя какое уж там кресло - простой канцелярский стул) посадили другого более надежного? человека; комсомольского функционера по фамилии Петровский. Увы, новый „проверенный кадр“ со специфической газетной работой не справился, и через месяц „капитаном“ „молодежки“ вновь сделали Иорданского (все это время он оставался в „МЛ“ на должности заместителя Петровского).
Однако и на сей раз Николаю не суждено было задержаться во главе журналистского коллектива. Уже вскоре он серьезно провинился перед комсомольским руководством столицы. Судя по записям в протоколе заседания секретариата МК РЛКСМ от 16 мая 1924 года, „старшие товарищи“ ему поставил на вид за опубликование объявления о подписке на газету без санкции горкома.
После этого еще какое-то время Иорданский возглавлял „молодежку“ в качестве исполняющего обязанности главреда. Окончательное его увольнение из газеты спровоцировало очередное ЧП. В „Молодом ленинце“ №55 был опубликован некий „криминал“, „подрывающий устои“ (выяснить, в чем он конкретно заключался, не удалось), из-за которого комсомольское руководство города решилось на крайние меры. Последовало указание; весь тираж этого номера конфисковать и уничтожить, отпечатав взамен новый выпуск. Конечно горкомовские товарищи, всех собак за такой „прокол“ повесили на Николая Иорданского. Руководство „МЛ“ поспешили укрепить, отстранив от дел прежнего ее „капитана“ и назначив взамен него ответственным редактором М. Матвеева - заведующего Отделом печати МК.
Эта смена власти состоялась 14 июня 1924 года. А несколькими днями ранее в редакции произошел, причем с непосредственным участием Иорданского, инцидент - из тех, о которых СМИ пишут в разделе „хроника происшествий“. Именно такого рода заметка появилась в номере „Молодого ленинца“ от 8 июня:
„5 июня в 4 ч. вечера тов. Иорданский редактор „МЛ“, в помещении редакции выстрелом из браунинга ранил себя в грудь. Так как в момент ранения тов. Иорданский оставался в комнате один сотрудники редакции находились в смежной комнате, установить точно обстоятельства, при которых произошло ранение, очень трудно. Однако, как по обстановке, так и по характеру ранения неопасного для жизни, есть все основания предполагать, что ранение результат неосторожного обращения с оружием. После оказания первой медпомощи тов. Иорданский направлен в одну из московских больниц“.
О дальнейших событиях в судьбе „нашего“ Николая Иорданского, к сожалению, удалось найти пока лишь очень скупые сведения. Экс-главред упомянут в протоколе заседания МК РЛКСМ 10 октября 1924 года. Тогда комсомольские руководители Москвы приняли решение откомандировать его в распоряжение горкома партии.