Search
24 марта 2023
  • :
  • :

Новое

Качественный кофе становится все менее доступным для россиян

Невеселая новость для отечественных кофеманов; в октябре в годовом измерении популярный напиток подорожал намного заметнее остальных продовольственных товаров. Согласно результатам исследования компании „Эвотор“, цены на молотый кофе в сетевых магазинах подскочили на 55%, на растворимый - на 41%. Факторов тут великое множество, например, неурожай в Бразилии и Колумбии из-за неблагоприятных погодных условий. И проблема в том, что в будущем году все они только усилятся. Соответственно, вырастут и ценники.

Качественный кофе становится все менее доступным для россиян

Фото; Global Look Press

По словам посла Колумбии в РФ Эктора Аренаса Нейры, урожайность в самых „кофейных“ регионах сократится более чем наполовину относительно показателей 2021 года. При этом производство арабики -сновного сорта для страны - в текущем году упало на 22%. Рост цен подстегнут также подорожание удобрений и трудности с логистикой, включая дефицит контейнеров для перевозки кофейных зерен.

Между тем ситуация в Колумбии - лишь частность, и далеко не самая значимая для глобального рынка, если рассматривать объемы. Ключевую роль играет Бразилия, обеспечивающая порядка 40% мирового производства, далее идет Вьетнам с 20%. Доля Колумбии -коло 8%, но есть очень важный нюанс: страна специализируется на арабике - и один только колумбийский фактор влияет на цены на этот высококачественный элитный сорт сильнее, чем мировой рынок в целом. 

В 2021 году крупнейшими поставщиками нежареного кофе в России были Бразилия и Вьетнам: соответственно, 37% и 32% поставок, если считать по стоимости товара. Колумбия входит в первую пятерку экспортеров, с 5% поставок. При этом львиная доля конечного продукта производится внутри страны, поскольку в РФ кофе приходит в основном в зеленых зернах и далее обрабатывается. Розничные цены во многом зависят от политики ретейлеров, которые зачастую устанавливают максимально возможные наценки. Что касается ассортимента, то он в этом году заметно сократился, хотя и остается достаточно обширным. По данным NielsenIQ, с февраля среднее количество товарных позиций на полках уменьшилось более чем на 20% из-за ухода с российского рынка международных кофейных брендов. Так, швейцарская Nestle объявила о прекращении поставок Nespresso, за ней последовала итальянская Lavazza.

„Глобальный рынок кофе отличается высокой волатильностью, поскольку критически зависит от погодных условий и перспектив урожая в странах-производителях, - говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. - Весной явные сложности возникли у Бразилии, где текущий урожай сократился из-за прошлогодних сильных заморозков (а до этого - засухи). Это привело к серьезному ценовому скачку, причем по всему миру, не только в России. Сейчас назревает очередной подобный сюжет, на сей раз связанный с Колумбией. Кофе - биржевой товар, как и нефть, а значит, фьючерсы устремятся вверх“.

И поскольку фьючерс является контрактом между продавцом и покупателем о поставке товара через оговоренный период времени (например, через два месяца) и по заранее определенной цене, кофе в зернах придет в Россию уже подорожавшим. Даже если ситуация в стране-производителе успеет нормализоваться, отмечает Масленников. По его словам, для России проблема состоит в следующем: на арабику, которой отечественные ретейлеры и потребители отдают явное предпочтение, мировые цены растут быстрее, поскольку это маркерный, эталонный сорт, как и нефть марки Brent. А сорт робуста, не слишком популярный в РФ, практически не дорожает.

„Впрочем, кофе все же не нефть, котировки бьют не по всему населению и экономике, а только по конкретной категории потребителей. Хочешь пей, хочешь не пей, - рассуждает собеседник „МК“. - В конце концов, есть заменители, можно перейти на растворимый кофе, на худой конец цикорий. Конечно, настоящий фанат будет покупать по любой цене, но тут возникает вопрос доступности; какие-то товарные позиции исчезли из продажи. Что касается ретейлеров, у них своя логика; они стремятся сохранить прежние массовые объемы реализации. При росте закупочных цен на сырье выигрывает тот, кто начинает прибегать ко всевозможным, причем абсолютно законным манипуляциям. Скажем, добавляет молотый кофе в растворимый. Рядовой неискушенный потребитель покупает эту смесь более охотно, поскольку она расходуется намного медленнее, чем тот же объем высококачественной (и дорогой) арабики в зернах“.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели