Отбирать у людей купленные квартиры в случае банкротства компании-продавца запретил Конституционный суд. Даже если жилье придется пустить с молотка, деньги за него деньги за него гражданин должен получить сразу.
Фото; Наталия Губернаторова
В безвыходную ситуацию попал житель Санкт-Петербурга. В 2015 году он купил большую квартиру в старинном доме за 10,9 млн рублей. Продавцом выступил местный коммерческий банк. Однако через год покупателя ждал шокирующий сюрприз; банк объявил себя банкротом и через суд потребовал от гражданина вернуть квартиру. Финансисты заявили, что сделка сомнительная - бумаги были подписаны буквально за пару месяцев до того, как банк запустил процедуру санации из-за своего бедственного финансового положения. К тому же выяснилось, что цена квадратных метров была сильно занижена по сравнению с рыночной.
Суды встали на сторону банкиров и признали сделку недействительной. Для владельца исторической недвижимости такое решение оказалось фатальным. Не будь банк банкротом, проблем бы не было; квартира ушла бы с молотка, а гражданин получил бы назад свои деньги. В судах хозяин злополучной квартиры пытался доказать, что не был в сговоре с банком и его вина лишь в том, что он купил жилье в тот период, который закон называет „подозрительным“. Однако сам гражданин об этом не знал и знать не мог. Подливало масла в огонь и то, что из-за сложной процедуры банкротства ждать своих денег мужчине пришлось бы годами. Конституционный суд, куда ответчик обратился с жалобой, расценил ситуацию как нарушающую жилищные права граждан. В своем постановлении КС подчеркнул, что в норме после признания сделки с недвижимостью недействительной покупатель должен получить обратно свои деньги и пустить их на покупку другого жилья. Но процедура банкротства все портит; вырученные от продажи проблемных квадратных метров средства по закону должны сливаться в общий котел - конкурсную массу. Как отмечает высшая инстанция, в такой ситуации вероятность получения денежных средств гражданином ничтожно мала, а также отсрочена во времени.
Чтобы баланс интересов продавца-банкрота и покупателя, оставшегося без квартиры, был соблюден, законодателю придется вносить поправки в закон „О банкротстве“. Пока этого не произошло, КС прописал алгоритм действий. Как говорится в постановлении, после продажи жилого помещения с торгов в рамках процедуры банкротства денежные средства в конкурсную массу поступать не будут. Они должны сразу передаваться гражданину. Еще один важный нюанс даже после получения денег бывший хозяин квартиры сохраняет право пользования жилым помещением в течение установленного судом разумного срока, необходимого для переезда на новое место жительства.