Демонстрации канадских дальнобойщиков против антиковидных ограничений, стартовавшие две недели назад, приобрели межконтинентальный характер. Протесты были подхвачены от Франции, где еще не угасшее окончательно движение „желтых жилетов“ вновь идет на конфликт с властью, до Австрии, Бельгии и Нидерландов. Мы разбирались в природе демонстраций, их ходе и перспективах.
Фото; AP
Французские рабочие (даже не из числа дальнобойщиков) одними из первых откликнулись на требования канадских водителей. Среди симпатизантов немало „желтых жилетов“. Несмотря на обещания властей снять ограничения к апрелю и тот факт, что протесты дальнобойщиков во Франции сразу были объявлены вне закона, это не уберегло Париж от прибытия сотен автомобилей. Значительная их часть была задержана на подъездах к столице, но многим удалось и достигнуть центра столицы.
В Брюсселе, где традиционно любят заявить о себе противники Евросоюза, - а антиковидные ограничения, пусть и вводятся национальными властями, все же сильно „завязаны“ на общую позицию ЕС, к концу недели существенных демонстраций не наблюдалось, - хотя немногочисленные митинги возникали тут и там. Среди евроскептиков идея снятия антиковидных ограничений приобрела популярность не только из-за событий в Канаде. Великобритания, не так давно покинувшая ЕС и не числящаяся в лидерах по борьбе с пандемией, сворачивает карантинные меры. У жителей континентальной Европы это вызывает вопрос: а почему и им нельзя?
Но зато вместо бельгийцев, активно канадцев и французов поддержали нидерландцы, двинувшиеся на Гаагу. Город, имеющий международное значение, - лакомый кусок для протестующих. И хотя местная полиция старается избежать эскалации (в отличие, например, от того же Парижа, где уже был пущен в ход слезоточивый газ) и даже предложила протестующим переместиться в парк недалеко от правительственного комплекса, шоферы и их сторонники обещают держать свои позиции как минимум неделю.
Парижанка Аннетт Моро, поговорившая с „МК“, отмечает; напряженность во французской столице ощутимая, не все до конца верили, что в свете заявления властей машины все же двинутся в город. При этом, по ее словам, до „размаха“ движения так называемых „желтых жилетов“, беспокоящих руководство республики, еще далеко.
„Очень много машин приехало в Париж, и грузовых, и легковых, - подчеркивает она. - Уже разосланы предупреждения о том, чтобы не парковать свои легковые машины в неположенных местах и ближе к центру. Пока такой массовой поддержки, о которой сообщают из Оттавы (имеется в виду доставка митингующим продуктов, одежды и предметов гигиены. - „МК“) у нас в городе нет, потому что руководство страны сразу заявило о незаконности демонстраций и их снабжения протестующих“.
В Нидерландах же, как рассказал нам житель Гааги Арон Фюрст, протестная активность также пока сосредоточена в пока лишь в одном городе, с незначительной поддержкой в Амстердаме.
„Голландцы достаточно далеки от канадских протестов, поэтому Гаага и оказалась в центре внимания, -тметил собеседник „МК“. - Судя по прессе и рассказам моих знакомых, массовых акций в других городах нет. Вся эта история пока используется теми, кто выступает за возвращение национальной самостоятельности“.
В то же время, несмотря на различные сценарии демонстраций, выходные доказали, что взаимозависимость между протестами в Оттаве и европейских городах просматривается уже сейчас: жителей ЕС „подогревает“ стойкость канадцев, а тех - нарастающий отклик за рубежом.