Search
7 июля 2022
  • :
  • :

„Конвой свободы“ канадских дальнобойщиков заставил Трюдо бежать

Канадские дальнобойщики продолжают акции протеста против антикоронавирусных мер в столице страны Оттаве и окрестностях. Некоторые провинции Канады, кажется, прислушались к требованиям демонстрантов. Однако ситуация продолжает усугубляться из-за молчания высоких властей так и роста протестного движения „Конвой свободы“, которое приобрело межконтинентальный характер.

 «Конвой свободы» канадских дальнобойщиков заставил Трюдо бежать

Фото; AP

Что происходит?

В конце января колонна из канадских фур двинулась из граничащей с США провинции Британская Колумбия по направлению к Оттаве. Дальнобойщики объясняли свой „марш“ недовольством новыми антиковидными мерами правительства. Все водители грузовиков, пересекающие американо-канадскую границу, должны иметь специальные сертификаты; переболели они, привиты или же нет. Невакцинированные дальнобойщики обязаны соблюдать двухнедельный карантин по возвращении из США в Канаду.

Любопытно, что, согласно недавним опросам, почти 90% шоферов, осуществляющих перевозки за пределами Канады, уже вакцинированы. Но и они сочли ограничения со стороны властей чрезмерными.

В первых числах февраля порядка пяти тысяч человек так или иначе участвовали в забастовке; среди демонстрантов оказались не только дальнобойщики, но и те, кто разделял их требования по снятию любых антиковидных ограничений.

„Наша семья и без пандемии находилась дома; дочь давно живет в другом городе, а нам с супругой нет необходимости покидать дом, - рассказал МК Майкл Фиппс из Торонто. - Но многим не понятно, почему нельзя просто сходить в магазин или в кино, и тем более - работать. Поэтому протест дальнобойщиков и получил такой отклик“.

На фоне прибытия в канадскую столицу фур, заблокировавших улицы, правительство страны предпочло занять „страусиную позицию“. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, обласканный мировыми СМИ за то, что в весьма юном возрасте сумел возглавить государство и избегать откровенно конфликтных ситуаций, внезапно назвал протестующих маргинальным меньшинством, покинул свою резиденцию (о чем было объявлено официально) и переехал с семьей в безопасное место.

После того, как водителей стали активно поддерживать столичные жители, приносящие им еду, питье, теплые вещи, туалетную бумагу и топливо, стражи порядка заявили; „поставки“ бензина будут чреваты административным наказанием. Такая мера стала возможной лишь потому, что речь идет о горючем. Законодательно запретить поддержку водителей сэндвичами и кофе со стороны горожан полиция не может.

„Очевидно, что мы в меньшинстве и проигрываем эту битву, был вынужден признать мэр канадской столицы Джим Уотсон. - Мы обязаны вернуть себе наш город“.

Судя по всему, пока простые оттавцы не испытывают особого дискомфорта в связи с протестными акциями.

„Пока что никакой ощутимой нехватки продуктов нет, - рассказал „МК“ житель Оттавы Кирк Смертл. - Чрезвычайное положение (режим ЧС был введен в канадской столице в начале недели. - МК) задело тех, кто пытался вернуться из других регионов домой, или тех, к кому ехали родственники. Это привело к пробкам на границах Оттавы. Тем не менее, в город пускают обычных людей, если у них здесь живут близкие“.

Впрочем, есть среди оттавцев и те, кто недоволен тем, что улицы перегорожены грузовиками, а в городских парках „красуются“ импровизированные деревянные постройки. Тем более, что сугубо мирным образом протестная акция не обходится - как всегда, находится публика, которая не хочет держать себя в руках. Полиция сообщила, что расследует несколько десятков предполагаемых преступлений, включая хулиганство, кражи, преступления на почве расовой ненависти и нанесение материального ущерба.

А недавний опрос общественного мнения показал, что 68% жителей Канады считают; у них „очень мало общего“ с „Конвоем свободы“.

Заграница поможет - но кому?

История с протестом дальнобойщиков получила продолжение за рубежом. И не только в США, но и по другую сторону Атлантики.

Группы, поддерживающие шоферов Канады, уже собирают по несколько десятков тысяч участников в социальных сетях Австрии, Бельгии и Франции.

Французские рабочие (даже не из числа дальнобойщиков) одними из первых откликнулись на требования канадских водителей. Среди симпатизантов немало „желтых жилетов“. Французам не по дуще ковид-паспорта, по которым пускают в бары, рестораны и другие места.

„Мы поедем в Париж, несмотря ни на что“, - заявил AFP 27-летний Андре Воннер из Нормандии. Он - участник одного из „Конвоев свободы“, судьба которых, впрочем, уже предрешена. Еще на стадии „общего сбора“ через соцсети нарождающееся движение французских дальнобойщиков было объявлено парижской мэрией противозаконным. Власти напоминают; создание помех транспорту может быть чревато двухлетним тюремным сроком или штрафом до 4500 евро.

В качестве „пряника“ французские власти обещают скорую (через пару месяцев) отмену ограничений - к президентским выборам, которые намечены на апрель.

Запретила намеченные на следующую неделю акции „Конвоя свободы“ и мэрия Брюсселя (на подъездах уже выставлены дополнительные силы полиции). Наложен запрет на манифестации также и в Австрии.

У американских властей хватает поводов для еще более сильных переживаний. И дело не только в том, что из-за „Конвоя свободы“ пришлось закрыть пропускной пункт на границе с Канадой. Если канадцы не критично зависят от снабжения с зарубежной территории, то штатовским поставщикам, напротив, сейчас очень нужны рынки сбыта. Неспроста глава DHS Алехандро Майоркас и министр транспорта Пит Буттеджидж провели внеочередной телефонный разговор с коллегами из Канады, призвав тех изыскать способы разблокировать въезд для грузовиков. 

Во-вторых, в США на 13 февраля назначено проведение Суперкубка. Состязание, по американскому футболу может оказаться и удобным поводом для разного рода радикалов. Поэтому сейчас американские правоохранители и опасаются „заразности“ протеста от северных соседей.

И конечно, в Штатах чувствуют экономические потери из-за происходящего в Канаде. Блокада на границе замедлила перемещение товаров и вызвала производственные проблемы на американских автозаводах.

Итоги и перспективы

Канадские власти не спешат прибегать к силовым методам по разгону „бунтарей“. Судя по всему, есть понимание, что такой вариант был бы худшим выходом. Пока противодействие протестующим ведется относительно мягкими способами.

Ранее в СМИ появлялись сообщения о том, будто бы в среде дальнобойщиков было замечено огнестрельное оружие. Примечательно, что именно полиция первой прокомментировала эти сообщения, по сути опровергнув их.

Все эти факторы, однако, не исключает риска обострения. Тем более, что к протестам пытаются примазаться разного рода радикалы и криминальные элементы, почуявшие возможность побезобразничать под дуду „Конвоя свободы“.

Да и недовольство американских соседей, призывающих правительство Канады навести наконец порядок на перекрытых участках границы, тоже немало значит. Местные власти рассматривают возможность, если протестующие продолжат упорствовать, привлечь эвакуаторы и спецоборудование, чтобы „убрать транспортные средства с дороги“ и вновь открыть погранпереход. Но обойдется ли в таком случае дело без сопротивления участников „Конвоя“ - это вопрос.

И, как и ранее, многое будет зависеть от премьера Трюдо. Пока он дискредитирует власть, отказываясь от диалога с мирными (пока еще) протестующими. И, если те не найдут понимания внутри страны, то нарастающие аналогичные движения за ее пределами вполне могут придать демонстрантам сил.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели