Канадские дальнобойщики продолжают акции протеста против антикоронавирусных мер в столице страны Оттаве и окрестностях. Некоторые провинции Канады, кажется, прислушались к требованиям демонстрантов. Однако ситуация продолжает усугубляться из-за молчания высоких властей так и роста протестного движения „Конвой свободы“, которое приобрело межконтинентальный характер.
Фото; AP
Что происходит?
В конце января колонна из канадских фур двинулась из граничащей с США провинции Британская Колумбия по направлению к Оттаве. Дальнобойщики объясняли свой „марш“ недовольством новыми антиковидными мерами правительства. Все водители грузовиков, пересекающие американо-канадскую границу, должны иметь специальные сертификаты; переболели они, привиты или же нет. Невакцинированные дальнобойщики обязаны соблюдать двухнедельный карантин по возвращении из США в Канаду.
Любопытно, что, согласно недавним опросам, почти 90% шоферов, осуществляющих перевозки за пределами Канады, уже вакцинированы. Но и они сочли ограничения со стороны властей чрезмерными.
В первых числах февраля порядка пяти тысяч человек так или иначе участвовали в забастовке; среди демонстрантов оказались не только дальнобойщики, но и те, кто разделял их требования по снятию любых антиковидных ограничений.
„Наша семья и без пандемии находилась дома; дочь давно живет в другом городе, а нам с супругой нет необходимости покидать дом, - рассказал МК Майкл Фиппс из Торонто. - Но многим не понятно, почему нельзя просто сходить в магазин или в кино, и тем более - работать. Поэтому протест дальнобойщиков и получил такой отклик“.
На фоне прибытия в канадскую столицу фур, заблокировавших улицы, правительство страны предпочло занять „страусиную позицию“. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, обласканный мировыми СМИ за то, что в весьма юном возрасте сумел возглавить государство и избегать откровенно конфликтных ситуаций, внезапно назвал протестующих маргинальным меньшинством, покинул свою резиденцию (о чем было объявлено официально) и переехал с семьей в безопасное место.
После того, как водителей стали активно поддерживать столичные жители, приносящие им еду, питье, теплые вещи, туалетную бумагу и топливо, стражи порядка заявили; „поставки“ бензина будут чреваты административным наказанием. Такая мера стала возможной лишь потому, что речь идет о горючем. Законодательно запретить поддержку водителей сэндвичами и кофе со стороны горожан полиция не может.
„Очевидно, что мы в меньшинстве и проигрываем эту битву, был вынужден признать мэр канадской столицы Джим Уотсон. - Мы обязаны вернуть себе наш город“.
Судя по всему, пока простые оттавцы не испытывают особого дискомфорта в связи с протестными акциями.
„Пока что никакой ощутимой нехватки продуктов нет, - рассказал „МК“ житель Оттавы Кирк Смертл. - Чрезвычайное положение (режим ЧС был введен в канадской столице в начале недели. - МК) задело тех, кто пытался вернуться из других регионов домой, или тех, к кому ехали родственники. Это привело к пробкам на границах Оттавы. Тем не менее, в город пускают обычных людей, если у них здесь живут близкие“.
Впрочем, есть среди оттавцев и те, кто недоволен тем, что улицы перегорожены грузовиками, а в городских парках „красуются“ импровизированные деревянные постройки. Тем более, что сугубо мирным образом протестная акция не обходится - как всегда, находится публика, которая не хочет держать себя в руках. Полиция сообщила, что расследует несколько десятков предполагаемых преступлений, включая хулиганство, кражи, преступления на почве расовой ненависти и нанесение материального ущерба.
А недавний опрос общественного мнения показал, что 68% жителей Канады считают; у них „очень мало общего“ с „Конвоем свободы“.
Заграница поможет - но кому?
История с протестом дальнобойщиков получила продолжение за рубежом. И не только в США, но и по другую сторону Атлантики.
Группы, поддерживающие шоферов Канады, уже собирают по несколько десятков тысяч участников в социальных сетях Австрии, Бельгии и Франции.
Французские рабочие (даже не из числа дальнобойщиков) одними из первых откликнулись на требования канадских водителей. Среди симпатизантов немало „желтых жилетов“. Французам не по дуще ковид-паспорта, по которым пускают в бары, рестораны и другие места.
„Мы поедем в Париж, несмотря ни на что“, - заявил AFP 27-летний Андре Воннер из Нормандии. Он - участник одного из „Конвоев свободы“, судьба которых, впрочем, уже предрешена. Еще на стадии „общего сбора“ через соцсети нарождающееся движение французских дальнобойщиков было объявлено парижской мэрией противозаконным. Власти напоминают; создание помех транспорту может быть чревато двухлетним тюремным сроком или штрафом до 4500 евро.
В качестве „пряника“ французские власти обещают скорую (через пару месяцев) отмену ограничений - к президентским выборам, которые намечены на апрель.
Запретила намеченные на следующую неделю акции „Конвоя свободы“ и мэрия Брюсселя (на подъездах уже выставлены дополнительные силы полиции). Наложен запрет на манифестации также и в Австрии.
У американских властей хватает поводов для еще более сильных переживаний. И дело не только в том, что из-за „Конвоя свободы“ пришлось закрыть пропускной пункт на границе с Канадой. Если канадцы не критично зависят от снабжения с зарубежной территории, то штатовским поставщикам, напротив, сейчас очень нужны рынки сбыта. Неспроста глава DHS Алехандро Майоркас и министр транспорта Пит Буттеджидж провели внеочередной телефонный разговор с коллегами из Канады, призвав тех изыскать способы разблокировать въезд для грузовиков.
Во-вторых, в США на 13 февраля назначено проведение Суперкубка. Состязание, по американскому футболу может оказаться и удобным поводом для разного рода радикалов. Поэтому сейчас американские правоохранители и опасаются „заразности“ протеста от северных соседей.
И конечно, в Штатах чувствуют экономические потери из-за происходящего в Канаде. Блокада на границе замедлила перемещение товаров и вызвала производственные проблемы на американских автозаводах.
Итоги и перспективы
Канадские власти не спешат прибегать к силовым методам по разгону „бунтарей“. Судя по всему, есть понимание, что такой вариант был бы худшим выходом. Пока противодействие протестующим ведется относительно мягкими способами.
Ранее в СМИ появлялись сообщения о том, будто бы в среде дальнобойщиков было замечено огнестрельное оружие. Примечательно, что именно полиция первой прокомментировала эти сообщения, по сути опровергнув их.
Все эти факторы, однако, не исключает риска обострения. Тем более, что к протестам пытаются примазаться разного рода радикалы и криминальные элементы, почуявшие возможность побезобразничать под дуду „Конвоя свободы“.
Да и недовольство американских соседей, призывающих правительство Канады навести наконец порядок на перекрытых участках границы, тоже немало значит. Местные власти рассматривают возможность, если протестующие продолжат упорствовать, привлечь эвакуаторы и спецоборудование, чтобы „убрать транспортные средства с дороги“ и вновь открыть погранпереход. Но обойдется ли в таком случае дело без сопротивления участников „Конвоя“ - это вопрос.
И, как и ранее, многое будет зависеть от премьера Трюдо. Пока он дискредитирует власть, отказываясь от диалога с мирными (пока еще) протестующими. И, если те не найдут понимания внутри страны, то нарастающие аналогичные движения за ее пределами вполне могут придать демонстрантам сил.