Если кто-то считает, что лицензирование товара плюс цифровизация всей страны сразу наведут порядок в нашей экономике, то он глубоко ошибается. Такой вывод можно сделать из выступления главы производителей алкогольной продукции Игоря Косарева на Совете Федерации. Он сообщил, что рынок нелегального алкоголя по-прежнему процветает, составляя 20-25 % от общего оборота.
Фото; Наталия Губернаторова
За семь лет неустанной борьбы с пьянством и алкоголизмом (выражаясь терминами горбачевских времен), а на самом деле выявляя нелегальный алкоголь, в бюджет страны удалось вернуть около 600 миллиардов рублей. Результат впечатляющий, но почивать на лаврах явно рано. В России до сих пор остается 20-25 % нелегального оборота крепких спиртных напитков.
Здесь слабое звено - лицензирование торговых предприятий в сельской местности и оборот медицинского спирта. Как показывает практика (рейды правоохранительных органов и общественности) 90% контрафакта тотально выпускается именно из медицинского спирта, который не облагается налогом.
Сама нелегальная продукция (на основе медицинского спирта) в основном реализуется в сельской местности. Тамошние магазины, как правило, вообще не в состоянии торговать „нормальным“ алкоголем.
Как и в горбачевские времена, в борьбе с зеленым змием мы малость переборщили, считает Косарев. Ужесточили правила и контроль таким образом, что магазины сельпо их просто не в состоянии выполнять.
Например, размер пошлины на оплату лицензии одинаковый, что у торговых сетей с большим количеством магазинов, что у крохотной торговой „точки“ в деревне, где всего-то полтора десятка домов. Таким образом, в России порядка 71 тысячи населенных пунктов в глубинке не имеют магазинов, где продаются лицензионные алкогольные напитки.
Так же на селе спиртным запрещено торговать (и получать лицензию) индивидуальным предпринимателям. На которых по большому счету и держится вся торговля - они на 80 % обеспечивают продуктами питания деревенских жителей.
Чтобы решить эту проблему, в алкогольной отрасли подготовлен законопроект, который Госдума может рассмотреть уже в весеннюю сессию. В частности, документ предлагает уменьшить плату за выдачу лицензий сельмагам.
Официально в сельской местности проживает 35% россиян, а по статистике они выпивают только 10% алкогольной продукции. Что весьма сомнительно, поскольку, как мы знаем, в деревнях выпить любят. Но пьют заинтересованные сельчане не легальные крепкие спиртные напитки, которые им предлагает наша индустрия, а самогон.
По словам Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, лицензия стоит 60 тысяч рублей в месяц. Чтобы отбить затраты на ее получение, от продажи водки (ничего другого в деревнях не потребляют) необходимо выручать минимум по 5000 рублей в месяц. Что весьма сомнительно. Поскольку минимальная цена бутылки со следующего года установлена в 281 рубль - для села дороговато.
Бутылка самогонки стоит 50 рублей, говорит он. - Крестьянин купит ее, а не станет выкладывать три сотни за легальную водку. К тому же, из самогонки можно сделать любую настойку.
Вадим Дробиз предлагает снизить стоимость лицензии в 10 раз или вообще сделать ее бесплатной для села. Только для того, чтобы там хотя бы просто присутствовал легальный алкоголь и у покупателя был выбор.
В беседе с „МК“ заместитель председателя „Опоры России“ Алексей Небольсин согласился с тем, что такая проблема для сельской глубинки действительно существует.
Чтобы получить лицензию на торговлю спиртным, магазин кроме всего прочего должен иметь торговую площадь не менее 50 квадратных метров и уставной капитал в 800 тысяч рублей, пояснил он. - Эти требования практически невыполнимы для деревенской „точки“. К тому же, необходим устойчивый интернет, который в реальном времени подтверждал бы движение товара - его прием и продажу. По этим причинам в глубинке и процветает торговля паленой водкой или самопалом. Главная проблема - соответствие предъявляемым к деревенским магазинам общим требованиям и возможность подключения к системе ЕГАИС. Что очень часто и создает непреодолимую преграду для деревенской розничной сети. Нужно законодательно снимать такие барьеры.
Эти меры дадут „зеленую улицу“ продажам легального алкоголя?
По правде говоря, не уверен. Минимальная цена бутылки водки сегодня запредельно высокая для жителей сельской местности, где доходы, как правило несравнимы с городскими. Разрешат в деревнях продавать „официальную“ продукцию или не разрешат, результат, скорее всего, будет один. Из-под полы станут продавать дешевую паленую водку. Здесь нужен комплекс мер, в том числе и снижение акцизной нагрузки для производителей алкогольной продукции.