Об обысках в Киево-Печерской лавре, которые произошли впервые в истории, и о том, чем они грозят как священникам, так и прихожанам, мы спросили Андрея Кураева, известного богослова, философа и общественного деятеля.
- Я думаю, что никакого серьезного продолжения у сегодняшних обысков не будет, как не будет и репрессий по отношению к священникам Московского патриархата. Обвинения в отношении их были выдвинуты смешные.
- Не очень-то и смешные. В лавре искали диверсионно-разведывательные группы, шпионов, оружие, пророссийские пропагандистские материалы и тому подобное.
- Все делают свой пиар, СБУ в том числе. Продемонстрировали позицию, отчитались наверх. Хотя администрация президента Украины еще несколько месяцев назад заявила о том, что происходящее на Украине не должно стать религиозным конфликтом.
- Но при этом Московский патриархат на Украине вне закона?
- Надо честно признать, что у РПЦ МП на сегодняшний день нет рычагов давления на Украину и Украина для нее потеряна. Может быть, навсегда.
- А те, кто пел в стенах одной из здешних обителей песню про пробуждение святой матушки Руси, могут как-то пострадать? Вроде бы уже и уголовное дело возбуждено по этому поводу?
- Это пели не священники, а прихожане, политического смысла их песня не несла. К тому же само слово „Русь“ можно отнести не только к России, но и к Киевской Руси.
- Возможно, это вообще была провокация? Какой-то левый раскольник явился в храм и запел… И видео тут же выложили в Интернет, не думаю, что случайно. Хотя, мне кажется, тут главное - повод. У нас тоже некоторые украинские песни запрещены с недавних пор.
- Я повторяю, что серьезного продолжения то, что было сегодня в Киево-Печерской лавре, скорее всего, иметь не будет. Это никому не нужно.
- А чисто с юридической точки зрения украинские силовики могли проводить обыски в лавре? Чья это собственность?
- Это собственность украинского государства. Здесь расположен музей, объект Всемирного культурного наследия.
- Еще в марте этого года в Раде выдвинули законопроект о запрете УПЦ и конфискации всего церковного имущества, в том числе недвижимости.
- Конечно, вопрос церковной недвижимости наиболее важен. Можно ли всерьез рассматривать заявление Рады? Прежде всего оно было политическим и на злобу дня.
На следующий день после обысков СБУ в Киево-Печерской лавре должен собраться Синод УПЦ с целью обсуждения „вопросов церковной жизни“. Как ни в чем не бывало? Или за этой повесткой дня будут обсуждаться действительно серьезные вещи?
Что касается точки зрения Русской православной церкви Московского патриархата на происходящее, то там посоветовали обратиться к ТГ-каналу Владимира Лейгоды, возглавляющего пресс-службу Патриарха Московского и всея Руси. Где тот дал на сегодняшний момент исчерпывающий комментарий по ситуации;
„В условиях эскалации конфликта злоба выплескивается на тех, кто беззащитен и виновен уж тем, что поклоняется тем же святым, совершает богослужение на том же общем древнем языке, что и Церковь, провозглашенная „вражеской“. Никто не вспоминает о том, что в России и на Украине Церковь остается тем единственным местом, где едиными устами возносятся искренние молитвы о мире в условиях отчуждения. Вероятно, именно это не дает покоя врагу рода человеческого, сеющего новые ростки розни“.