Декабрьские санкции в отношении российской нефти дали практически мгновенный эффект; за неделю экспорт обвалился более чем в два раза. Как сообщает Bloomberg, объемы перевозок сократились во всех портах РФ, включая дальневосточные, из-за острой нехватки там танкеров. Российские эксперты воздерживаются от далеко идущих выводов, ссылаясь на неопределенность момента. Пока очевидно одно; рынки взяли паузу, опасаясь рисков; с покупкой российского сырья им незачем спешить.
Фото; Global Look Press
Поставки нефти из РФ сократились на 54% (1,86 млн баррелей в сутки) после двух недель действия ценового потолка в $60 за баррель, вступившего в силу 5 декабря. Как пишет Bloomberg, отчасти ситуация связана с техработами на нефтяном терминале в порту Приморск на Балтийском море; за неделю груз оттуда отправлялся лишь трижды, тогда как обычно бывает около восьми рейсов. Аналогичная картина наблюдается и в других портах. Например, в Находке на Дальнем Востоке на прошлой неделе загрузились только два танкера, хотя в последние три месяца было по восемь в неделю. То есть, этот судовой трафик утратил прежнюю плотность.
„Слишком мало времени прошло, чтобы судить о долгосрочных последствиях санкций, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Но определенный эффект уже налицо. С одной стороны, сокращение экспорта обусловлено чисто техническим фактором - ремонтом в порту Приморск на Балтике. Вместе с тем, объемы отгрузок в дальневосточных портах упали явно по причине установленного Западом ценового потолка. Дело в том, что на Балтике российское сырье (сорт Urals) может экспортироваться по цене $40-50 за баррель, тогда как в Приморске отгружается нефть ESPO, стоимостью выше $60. Везти эту марку из России уже отказались компании из КНР и Греции“.
Судя по всему, рассуждает Деев, эффект от санкций будет нарастать, а переломить его можно лишь за счет предоставления большего дисконта покупателям. И даже если физические объемы экспорта снизятся ненамного, доходы компаний-поставщиков и федерального бюджета упадут ощутимо. Поскольку есть разница; продавать нефть по $60 или по $40. К тому же, с нового года сильно увеличена налоговая нагрузка на сектор в части НДПИ. Соответственно, России не миновать роста дефицита бюджета примерно до 5 трлн рублей, то есть, сверх запланированных правительством 2% в 2023 году (2,9 трлн рублей). Ко всему прочему, производство нефти в стране в следующем году может снизиться на 1-1,5 млн баррелей в сутки (от текущего уровня в 10 млн баррелей).
„Статистика за одну неделю недостаточно репрезентативна, отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Во-первых, существуют разовые, кратковременные обстоятельства, связанные со сроком планирования морских грузоперевозок, с погодными условиями и прочими моментами. Не исключено также, что со вступлением в силу санкций (в виде эмбарго и потолка цен) часть перевозок осуществляется полулегально, не соблюдается в полной мере условие подачи танкерами оповещающих сигналов. В любом случае, России понадобится время, чтобы дополнительно привлечь покупателей, перевозчиков, страховщиков“.
В целом, по различным оценкам, физические объемы отечественного экспорта нефти могут сократиться в перспективе на 20-25%. Но еще важнее фактор дисконтов, которых требуют покупатели. Скидки доходят до трети, а то и половины от эталонного сорта Brent (сейчас стоит под $80 за баррель). На доходах экспортеров и бюджета РФ от продажи нефти негативно сказываются и увеличение транспортного „плеча“ доставки в азиатские страны вместо европейских, повышение стоимости фрахта. Чтобы оценить масштабы потерь, нужно подождать хотя бы несколько месяцев. Тем более, что с 5 февраля заработает европейское эмбарго на морские поставки нефтепродуктов (с 5 декабря - только сырой нефти), напоминает Гойхман.
„Резкое падение экспортных поставок обусловлено неопределенностью переходного периода; из-за санкций страховщики не страхуют суда с российской нефтью, потребители отказываются заключать новые контракты, говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. Рынки явно взяли паузу, поскольку не понимают, как будут складываться цены на сырье из РФ, как теперь его доставлять морем; Ситуацию осложняет и отсутствие внятной реакции официальной Москвы на ценовой потолок в $60 за баррель, никакого официального ответа на него пока нет. Неопределенность может затянуться как минимум до 19 января, когда истекают сроки поставок по контрактам, заключенным до 5 декабря“.