К тысячам санкций против России добавилась еще одна мера, внешне весьма грозная, но с неочевидными последствиями. США больше не будут рассматривать РФ как страну с рыночной экономикой в своих антидемпинговых процедурах, заявили в американском Минторге. Мотивируя этот шаг, ведомство указало на „все более масштабное вмешательство“ российского государства и политического руководства в рыночные процессы.
Фото; Global Look Press
Мера наделяет Вашингтон „правом использовать всю строгость национального антидемпингового законодательства для корректировки искажений рынка, вызванных этим вмешательством“. Как отмечают в Минторге, отныне в США будет применяться альтернативная методология для расчета пошлин на импорт из РФ. Инициаторы считают, что „цены и издержки России больше не определяются предсказуемыми, свободно формирующимися факторами спроса и предложения, а любая информация о затратах и продажах не отражает результатов, определяемых рынком“.
Напомним, в 2002 году российская экономика получила рыночный статус, который позволяет экспортерам оспаривать завышенные антидепинговые пошлины. В последний раз он подтверждался Минторгом США в октябре 2021-го.
Неким историческим аналогом нынешней меры можно (хотя и с натяжкой) считать принятие американским Конгрессом в 1974 году поправки Джексона-Вэника, также известной как „постановление о торговле“. Скандальный документ, отмененный лишь в 2012 году, предусматривал ряд ограничений в сфере товарно-денежных отношений между Америкой и странами, где попирались права человека, в том числе и на свободную эмиграцию. В частности, речь шла о запрете на предоставление кредитов, покупку долговых обязательств, а также на поставку продукции „двойного назначения“ (главным образом, компьютерных технологий).
„Вашингтон прибег к дополнительному средству санкционного давления, которое позволяет ему лишать российскую экспортную продукцию конкурентных преимуществ, говорит частный инвестор Федор Сидоров. - Товары из РФ будут становиться дороже по сравнению с аналогами из других государств с „рыночной экономикой“. Во-вторых, теперь правительство США сможет напрямую, минуя длительные согласования в Конгрессе, вводить разные ограничения на российские поставки“.
Для России в условиях уже действующих санкций это означает еще большее усложнение торговли с внешним миром. В результате доходы отечественных компаний и налоговые отчисления в бюджет будут падать, отмечает Сидоров.
„Сегодня торговые отношения между РФ и США бесконечно далеки от своего потенциала, хотя в последние месяцы американская сторона увеличила импорт российских товаров процентов на 5-8, рассуждает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. - Дело не в статистике, не в абсолютных цифрах. В том, что США лишили нас статуса рыночной экономики, больше политической подоплеки, нежели сугубо экономических оснований.
Другими торговыми партнерами Москвы этот шаг может быть воспринят как сигнал к пересмотру отношений. Кроме того, в известном смысле он свидетельствует о том, что резервы усиления санкционного нажима близки к исчерпанию“.
В торговле со странами с нерыночной (по оценке США) экономикой, такими как КНДР, Иран, а теперь и Россия, неприменимы традиционные правила. На взгляд Масленникова, американцы и Запад в целом не откажутся от закупок продукции из РФ, но если прежде они закрывали глаза на доминирующую роль государства в российской экономике, то теперь подход изменится. Если, к примеру, товар произведен на госпредприятии, да еще числится в списке продукции „двойного назначения“, это станет дисквалифицирующим фактором.
„Для России в текущей мировой парадигме мало что изменится, полагает финансовый эксперт Алексей Кричевский. - Решение американских властей никак не скажется на поведении основных торговых партнеров Москвы. Расчеты в долларах постепенно сокращаются, уступая место расчетам в национальных валютах, сами США почти никак не влияют на экспортно-импортные операции РФ, поскольку объемы двусторонней торговли сегодня минимальны. Учитывая, что направление российской внешней торговли сегодня строго азиатское, можно ожидать лишь незначительной корректировки таможенных пошлин по нескольким позициям“.