Официальный годовой уровень инфляции в прошлом году составил 11,9%. Однако целая группа товаров и услуг подорожала в несколько раз выше этой отметки. Больше всего цены взлетели на туристические поездки, йод, спички, средства гигиены и автомобили. При этом в Росстате рассказали и о резко подешевевших товарах, большая часть из которых относится к так называемому „борщевому набору“ - капуста, картофель, свекла, чеснок. Чем вызваны такие результаты и какая еще продукция может подорожать в будущем, „МК“ рассказали эксперты.
Фото; Геннадий Черкасов
Росстат отслеживал изменение цен почти на 560 товаров и услуг в течение предыдущих двенадцати месяцев. Основной всплеск удорожания, по данным ведомства, пришелся на март-июнь прошлого года, то есть на время после начала спецоперации на Украине, когда из-за введения большого количества санкций и разрыва логистических цепочек остро проявились проблемы с импортом товаров.
Семь самых подорожавших товаров в прошлом году выглядят следующим образом:
Йод вырос в цене на 55,2%;
Спички - на 50,6%;
Туалетное мыло - на 44,2%;
Женские прокладки на 43,5% ;
Новые автомобили зарубежного производства (иномарки) - на 39,1%;
Дезодоранты - на 38,8%;
Маргарин - на 38,5%.
Удивительно, что именно йод стал товаром, который подорожал в России сильнее всего ведь наша страна по его запасам занимает пятое место в мире. „Однако производство йода в России обеспечивает лишь 15% внутреннего спроса, -бъясняет начальник аналитического управления „БКФ-Банка“ Максим Осадчий. - Чили была одним из основных импортеров йода в Россию. В 2022 году этот канал поставок йода в нашу страну закрылся. Соответственно, возник дефицит йода, приведший к росту цены“. Второй по темпам удорожания группой товаров стали различные средства гигиены. Как указал эксперт, в апреле 2022 года ЕС ввел 5-й пакет санкций, в рамках которого производители прокладок лишились поставок флафф-целлюлозы. Пришлось срочно налаживать импорт прокладок из Китая и Турции, что также привело к росту цены. А в 8-й пакет санкций ЕС, введенный в октябре 2022 года, был включен запрет на поставки мыла в Россию.
Третьей важной группой подорожавших товаров стали иномарки. „Рост цен на импортные автомобили также связан с санкциями, - продолжает разговор Осадчий. - Россияне вместо высококачественных немецких автомобилей - Мерседес, БМВ, Audi и пр. - вынуждены покупать китайские хавалы, джили и чери сомнительного качества, но по высокой цене. Параллельный импорт отчасти помогает снижать остроту дефицита, но из-за усложнения логистики и появления новых посредников ведет к росту цен на импорт“. Те же автомобили марки Мерседес россияне покупают уже не в Германии, а в Армении, чем способствуют невиданному взлету ВВП этой маленькой, но гордой республики. Так что основной источник роста цен в 2022 году - санкции, приведшие к разрушению логистических цепочек, уверен эксперт.
Вместе с тем, в 2022 году было зафиксировано и резкое падение цен на целый ряд товаров и услуг. Например, стоимость капусты снизилась на 53%, картофеля - на 31%, свёклы - на 26%, моркови - на 17%. Все эти продукты, как легко заметить, входят в так называемый „борщевой набор“ и по большей части производятся на территории России. Благодаря хорошем урожаю в летний период цены на эти овощи ощутимо снизились. Вместе с этим на 35% подешевело газовое моторное топливо и некоторые стройматериалы, в частности, древесностружечные плиты упали в цене почти на 23%, доски - на 14%. Из этого перечня можно понять, что в областях, где Россия имеет собственное производство или где реализована программа импортозамещения, цены в минувшем году снижались. „Сколько лет говорили о необходимости импортозамещения, а когда грянул гром, оказалось, что во многих отраслях надо создавать производство чуть ли не на пустом месте“, - делает вывод Осадчий.
По мнению декана факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павла Селезнева, в заметном понижении стоимости названных товаров, с одной стороны, сказался эффект „высокой базы“ 2021 года то есть, в предшествующий период цены на ряд товаров и продуктов существенно выросли, что не лучшим образом отразилось на спросе и тем самым побудило условного „продавца“ уменьшить цифру на ценнике. С другой - имело место перепроизводство отдельных категорий продукции (например, пищевой), что также способствовало падению цен.
Однако, в наступившем году эти благоприятные тенденции уже работать не будет. Поэтому, как утверждает Селезнев, в ближайшем будущем следует ожидать подорожания мясо молочных продуктов, натуральных овощей и хлебобулочных изделий.