Начальник российского Генштаба, Герой РФ генерал армии Валерий Герасимов был назначен командующим Объединенной группировкой войск в зоне СВО. Генерал Суровикин, ранее занимавший этот пост, стал его замом. Два других заместителя главком Сухопутных войск Олег Салюков и генерал-полковник Алексей Ким. В новой военной структуре, напоминающей ставку времен Великой Отечественной, наибольший интерес у всех вызывает личность Валерия Герасимова. Почему именно ему и именно сейчас доверено командовать российской группировкой?
Фото; Пресс-служба Минобороны
Валерий Герасимов - человек абсолютно не публичный, несмотря на столь высокую должность. Мне лично приходилось не раз с ним встречаться еще во времена, когда он командовал одним из военных округов.
Знаю, что славы этот человек не ищет, диалогов с журналистами особо не любит, хотя от них и не бегает. Герасимов человек дела. После встречи с ним остается стойкое впечатление; его простое, почти крестьянское лицо и скромность поведения являются удачной маскировкой для глубокой человеческой мудрости и высокого интеллекта.
И это никакие не дифирамбы. В отличие от ряда своих предшественников, Герасимов поистине боевой генерал. С 1998 по 2003 год служил в 58-й общевойсковой армии Северо-Кавказского военного округа. В то время этот регион был сплошной „горячей точкой“. Сначала Герасимов возглавлял штаб армии, затем стал командармом.
Рассказывают, что генерал Герасимов проявлял нестандартный подход к планированию боевых действий. К примеру, командуя войсками на Бамутском (не путать с украинским Бахмутом) направлении, он спланировал и провел операцию так, что его подчиненные взяли Малый Бамут вообще без боя, что стало для боевиков полной неожиданностью.
Что известно еще с тех времен? Герасимов никогда не позволял посылать в бой необстрелянных бойцов, а при планировании операций такого понятия, как „мелочь“, для него не существует. Вызывал у подчиненных уважение не только как командир-профессионал, но и просто как человек.
Был случай, когда требовалась высадка тактического воздушного десанта в горах, чтобы перерезать боевикам дорогу в Аргунское ущелье. Задача сложная и чреватая большими потерями. Чтобы их избежать, Герасимов приказал найти похожий участок местности и тренировал на нем десантников до десятого пота, лично хронометрируя время выполнения ими задачи. И подчиненные всегда понимали, что для их командира понятие „человеческая жизнь“ точно не пустой звук.
Неудивительно, что, когда министром обороны стал небезызвестный Сердюков, боевой генерал Герасимов попал практически в опалу. До увольнения дело, правда, не дошло - не нашлось компромата, но путь наверх ему был заказан. Герасимова тогда отправили подальше от Москвы в центр России. Только после ухода Сердюкова уже новый министр Сергей Шойгу представил Герасимова на должность начальника Генерального штаба.
Представление было вполне заслуженным. Герасимов учился военному делу всю жизнь. Начал с Казанского суворовского училища, затем Казанское высшее танковое командное училище, Академия бронетанковых войск, Военная академия Генштаба. Командовал в разное время войсками трех округов - Ленинградского, Московского, Центрального.
Вот как вспоминает о Герасимове его „однокашник“, известный военный эксперт и аналитик, главный редактор журнала „Арсенал Отечества“ полковник в запасе Виктор Мураховский;
Он отличался каким-то особым, дотошным отношением к военной службе, к любому порученному делу. Благодаря въедливости, усидчивости воспринимал и впитывал все, что давала академия, преподаватели, мощная академическая библиотека. Валерий Васильевич окончил прославленное учебное заведение с отличием. Сегодня это военачальник стратегического уровня, удивительно грамотный человек, глубоко знающий все нюансы военной науки;
По мнению Мураховского - а он сам человек критического ума, который не привык рассыпаться в любезностях - только благодаря удачному тандему Шойгу-Герасимов стало возможным начать восстанавливать то, что разрушили их предшественники. Это касается и военной приемки, и средств войскового ремонта, и мощной, еще советской, школы подготовки командирских кадров.
Именно усилиями генерала Герасимова, говорит Мураховский, была восстановлена Военная академия Генштаба в том виде, в котором она должна быть. То же касается и военных училищ. В первую очередь летных. Из-за политики Сердюкова у нас образовался гигантский дефицит летчиков. Не хватало полутора тысяч человек. Пришлось предпринимать чрезвычайные усилия, чтобы выправить положение;
Отмечу, что все эти усилия по восстановлению армии реформами не называли, в отличие от предшественников. Никаких графиков, диаграмм и красивых рисунков, расписывающих „грандиозные реформаторские планы“; Герасимов просто тихо и спокойно делал свое дело, исправляя то, что успели порушить до него. И если бы этого сделано не было, то еще неизвестно, с чем бы мы пришли сегодня к ситуации на Украине.
А до Украины на счету начальника Генштаба Герасимова были две главных и самых ярких спланированных им и его подчиненными военных операции, которые признаются в мире за эталон военного искусства. Это операция по возвращению Крыма и сирийская кампания.
После крымских событий 2014 года Владимир Путин рассказывал, что решение по Крыму принималось в узком кругу единомышленников. Там обсуждались два вопроса; готово ли на референдуме население Крыма поддержать присоединение к России и смогут ли Вооруженные силы обеспечить безопасность проведения этого референдума.
Как мы знаем, решение было принято, и то, как ювелирно и выверенно действовали тогда наши военные, огромная заслуга оперативного и разведывательного управлений Генштаба, ну и, конечно, генерала Герасимова лично. „Вежливым людям“ удалось сделать свое дело фактически бескровно.
Другая масштабная операция Генштаба под руководством Герасимова сирийская. Первая за постсоветскую историю проекция российской военной силы за пределами страны. По мнению Виктора Мураховского, „сирийская операция - это, безусловно, крупный успех российского Генштаба, который Валерий Герасимов фактически возродил“.
Сегодня нет-нет да и услышишь мнение, что спецоперацию на Украине однозначным успехом Генштаба назвать нельзя. Изначально, дескать, рассчитывали буквально за пару недель дойти до Киева, а теперь застряли, возможно, на годы, с непредсказуемыми последствиями. И вина в этом, якобы, исключительно Генштаба, который неверно оценил оперативную обстановку.
Однако есть на этот счет и другие мнения. К примеру, один из ведущих военных экспертов капитан 1 ранга в запасе Константин Сивков считает, что наше февральское наступление вовсе нельзя считать „кавалерийским наскоком“. Это была „тщательно продуманная крупномасштабная наступательная операция фронтового масштаба“. Об этом он заявил в интервью „Бизнес Online“. И шла эта операция, считает эксперт, строго по плану и весьма успешно.
По мнению Сивкова, если бы не вмешались политики, связав руки военным, то „уже к середине апреля, самое позднее - к началу мая, операция была бы завершена полностью, то есть задачи, поставленные в основание СВО, были бы выполнены.
Сивков считает, что „причина, по которой этого не произошло, находится за пределами военного искусства, а наоборот, пролегает в политической плоскости“.
Он напоминает; „все наше успешное продвижение закончилось в тот момент, когда мы сделали „жест доброй воли“, а именно отвели наши войска из Бучи, Гостомеля, из-под Чернобыля, Чернигова, из Сум, даже частично вывели из Харьковской области. Это при том, что Харьков уже на тот момент находился в окружении“.
Именно поэтому новые кадровые перестановки в командовании Объединенной группировкой войск на Украине дают надежду на то, что с назначением такой личности как Валерий Герасимов у военных наконец-то будут „развязаны руки“, и военная целесообразность возобладает над любыми коммерческими и экономическими интересами. По крайней мере, теперь есть все основания на это надеяться.