Search
7 июля 2022
  • :
  • :

Пандемия привела к дефициту мобильных и ноутбуков

Еще совсем недавно - до ковида, да даже в его начале - слово „дефицит“ можно было снабжать пометкой „устаревшее“. Ну правда, полки магазинов ломятся, были бы деньги. Первые тревожные звонки прозвучали во второй половине 2020 года; цепочки поставок электронных компонентов „расцепились“. И пошло-поехало; то перебои с автомобилями (и, конечно, их подорожание), то с мебелью, то со стройматериалами. Кажется, сейчас пришел черед гаджетов и вообще электроники; чего ни хватишься, ничего нет!

Пандемия привела к дефициту мобильных и ноутбуков

Фото; pixabay.com

Приобретение техники в последние несколько месяцев превратилась в фарс. Конечно, к эпохе тотального товарного дефицита мы ещё не вернулись - техника всё-таки есть! - но и от эпохи изобилия, когда можно было прийти в салон и выбрать гаджет на любой вкус, уже ушли далековато.

Вот, допустим, собираешься обновить ноутбук. Находишь модель, которая устраивала бы по соотношению цены, качества, веса и производительной мощности - и обнаруживаешь сюрприз; такой ноутбук остался один-единственный на всю Москву. И смотаться за ним надо не куда-нибудь в центр, а аж в ТиНАО - в деревню, глушь, Вороновское… Заказать доставку не выйдет - увы, витринный образец, доставке и предоплате не подлежит. Да и боязно всё-таки вслепую отдавать несколько десятков тысяч рублей за компьютер, который даже в руках не держала.

Думаешь - ну ладно, может быть, подберём другой ноутбук?.. И снова та же история, только на сей раз единственный на всю Москву экземпляр лежит не в ТиНАО, а в Южном Бутово - и снова витринный образец. Третий подходящий вариант - где-то в Строгине. И ведь речь не идёт о каких-то уникальных моделях по спецзаказу, это вам не суп в горшочке прямо из Парижа - нет, вполне заурядные лэптопы.

Ситуация повторяется, когда решаешь приобрести новый смартфон -пять же, незамысловатый и не слишком дорогой. Правда, на сей раз всё немного оптимистичнее - приглянувшаяся модель обнаруживается в 5-7 магазинах различных сетей по всей Москве. Однако - в каждом лишь по одной штуке, по пресловутому витринному образцу.

- У нас уже давно не было поставок. Распродаём то, что есть, - флегматично объясняет менеджер по имени Кирилл. - Если хотите, закажем вам такой же телефон новый, не с витрины, но сколько ждать, пока не могу сказать.

Для начала интересуюсь: мол, а чем чревата покупка витринного образца?

- Вообще ничем… Ну единственное, он у нас тут постоянно на подзарядке лежит, у него аккумулятор может быть уже слегка изношенный, но вы в эксплуатации этого не заметите. Да, а ещё мы его „родную“ зарядку вам не сможем отдать, но положим практически такую же, вы разницы не заметите, - всё так же вяло рапортует Кирилл.

В ходе беседы выясняется, что отдать не смогут не только зарядное устройство, но и коробку, в которой телефон должен продаваться - его предлагают забрать просто так, без упаковки, с подобранным на глазок зарядником. На цену, правда, это никак не повлияет. Интересуюсь дальше; может быть, я тогда другой смартфон подберу?

- Можете посмотреть, да, но у нас большинство витринные образцы. Какие остались. В нескольких экземплярах есть вот флагманская модель за 80 тысяч, но вы же в таком ценовом диапазоне рассматриваете?

Да уж, всё верно; тысячу евро отдавать за „трубу“ - это однозначно вне пределов здравого смысла…

Интересно, что „официально“, со стороны продавцов, таких проблем нет. „Розничные сети не подтверждают, что есть какой-то дефицит, рассказал „МК“ Антон Гуськов, директор по связям с общественностью Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). Конечно, какой-то конкретной конфигурации - например, цвета - может не быть в наличии, но в целом системы крупных сетей показывают, что нехватки нет, купить всегда можно“.

Но есть, что называется, и нюанс. Как рассказал на условиях конфиденциальности региональный менеджер одной из крупных сетей по продаже техники, наличие тех или иных моделей на складе в последние годы используется как инструмент управления спросом. „Это опыт интернет-магазинов, большие ритейлеры таким раньше не занимались, но теперь мы все оказались в одной нише, в онлайне, рассказал собеседник „МК“. Суть простая: если человеку очень нужна только конкретная модель, он поедет за ней или закажет доставку. Но часто он ради удобства согласится на аналог, который есть в наличии. Эта модель будет не так хороша по балансу цена-качество, зато она есть здесь и сейчас“.

На складах „дефицит“ никто специально не придерживает - просто заказывают не так много, чтобы потом не образовалось излишков. Далее витринные образцы держатся в продаже достаточно долго - а стало быть, данная модель в Сети отображается как „в наличии“ в данном магазине. Клиент приходит туда (или открывает сайт) - и сталкивается с дилеммой; ехать за „витринкой“ или брать „что дают“, зато с комфортом.

Между прочим, эта технология работает далеко не только в торговле электроникой. Например, точно таким же образом продают „грубые и зримые“ металлоизделия: купить в розницу иногда нужный для поделок стальной лист толщиной в 1 мм невозможно уже не первый месяц. По крайней мере, по заявленной цене. Но варианты, как обычно, есть: можно купить этого железа целый грузовик, а можно (только это менеджер сообщит уже „в личку“) купить-таки один лист, но вчетверо дороже стандарта. Выбор за покупателем, рынок - в ковидные и постковидные времена - за продавцом.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели