12 ноября в Московском метрополитене начались работы по реконструкции тоннеля на участке от „Кантемировской“ до „Царицыно“ Замоскворецкой линии. Это стало причиной временного закрытия участка между станциями „Автозаводская“ и „Орехово“. Ремонт продлится около полугода, организована масштабная схема компенсационного движения. О том, почему потребовалась и как ведется реконструкция, рассказали эксперты-транспортники.
Фото; Пресс-служба Московского метрополитена
Перегон между „Кантемировской“ и „Царицыно“ был открыт в конце 1984 года в составе нового участка Горьковско-Замоскворецкой линии от „Каширской“ до „Орехово“. И почти сразу же на месяц закрыт на доработку; в тоннель проникала вода. Виной тому были прежде всего сложные грунты - перегон проходит в непосредственной близости от Царицынских прудов. Доступные тогда в СССР гидроизоляционные материалы не могли обеспечить стопроцентной герметичности.
„Перегон „Царицыно-Кантемировская“ с самого начала был проблемным, утверждает Александр Сыромятников, доцент Белорусского национального технического университета, специалист по городскому транспортному планированию. В 1980-х годах участки Горьковско-Замоскворецкой линии уже закрывали, и не раз, а в 2000-х много месяцев действовали постоянные ограничения скорости на перегонах из-за плывунов. Метрополитен всеми силами поддерживал состояние тоннеля, но сейчас пришло время его полностью перестроить. Это очень правильное решение со стороны метрополитена; это забота о безопасности пассажиров, в первую очередь, а также о состоянии инфраструктуры“.
Для полноценной реконструкции тоннелей необходимо их „до винтика“ разобрать. Добавим, что полная замена тоннеля считается в метростроительстве более предпочтительным методом, чем „консервативный“ ремонт сильно поврежденного сооружения. Хотя бы потому, что так результат работ получается более предсказуемым. Именно полной заменой „лечили“, например, знаменитый перегон „Лесная“ „Площадь Мужества“ в петербургском метро после того, как его смыло агрессивным плывуном.
„Современные ремонтные материалы имеют очень широкий спектр применения. В данном случае необходимо выполнить укрепление водонасыщенных песчаных грунтов и ремонт конструкции тоннеля, отмечает Дмитрий Конюхов, доцент Горного института НИТУ МИСиС. У московских метростроителей за последние 10 лет накоплен огромный опыт проходки тоннелей в сложнейших гидрогеологических условиях. В частности, только при строительстве Большой кольцевой линии было построено 1,7 км подводных тоннелей под акваторией реки Москвы, которые в ближайшее время будут введены в эксплуатацию. Мало кто знает, что именно московские метростроители строили тоннель под проливом Босфор в Турции. Они же накопили большой опыт ремонтных работ“.
Столь протяженный участок пути -т „Автозаводской“ до „Орехово“ с пятью промежуточными станциями - пришлось закрыть из-за расположения так называемых оборотных тупиков, необходимых для смены направления движения поезда. Далеко не каждую станцию метро можно хотя бы временно сделать конечной.
Южная часть Замоскворецкой линии строилась, напомним, в несколько этапов; сначала до „Автозаводской“ (с 1943 по 1969 год она была конечной и имеет оборотные тупики), затем до „Каховской“ (конечная с 1969 по 1985, затем альтернативная конечная при вилочном движении до 1990-х годов) и лишь потом до „Орехово“. Сейчас хотя бы временно восстановить оборот по „Каховской“ не получается: по отрезку от „Каширской“ до „Каховской“, когда-то принадлежавшему „зеленой“ ветке, вот-вот пойдут поезда Большой кольцевой линии.
Пока же, по словам Александра Сыромятникова, пассажирам на время ограничений предоставили транспортную компенсацию: огромное количество маршрутов ходят с короткими интервалами, из них пять бесплатные.
„Думаю, говорит эксперт, что о проблеме перегона „Царицыно-Кантемировская“ после завершения работ мы забудем“.