Странные они - эти британские экологи-активисты. Взяли да облили картофельным пюре „Стог сена“ Клода Моне в музее Барберини в Постдаме, а потом приклеили ладони к стене с криками; „Что вам дороже - искусство или жизнь?“. С тем же посылом на прошлой неделе девушки из движения „Just Stop Oil“ („Просто остановите масло“) выплеснули томатный суп на „Подсолнухи“ Ван Гога в Лондонской национальной галерее. Активисты выступают против новых нефтяных проектов в Европе. „Ископаемое топливо убивает нас“, уверены они. Быть можно. Но, простите, при чем тут искусство? В чем провинились Ван Гог и Моне - маслом, которым рисовали?
фото commons.wikimedia.org
Какое отношение к нефтяному кризису в Европе имеют мировые шедевры? Почему жертвами противников ископаемого топлива, призывающих перейти на возобновляемые источники энергии, становятся картины? Типа живопись - роскошь, поэтому отправим в топку живописные стога с подсолнухами? Или тут призыв тратить деньги на солнечные батареи вместо великого и прекрасного? Нечего по галереям ходить, давайте отключим там свет и газ? Так что же пытаются сказать столь маргинальным языком и бандитскими методами британские „борцы с маслом“?
Новой жертвой вандалов-экологов стала самая дорогая картина Клода Моне „Стог сена“. В 2016 году она была продана на аукционе за 110,7 миллионов долларов и вскоре - впервые за 75 лет! - стала доступна широкой публике. Вместе с другими легендарными работами Моне картину выставляли в музее Барберини, который открыл один из самых успешных предпринимателей Германии - Хассо Платтнера. Меценат сделал состояние на IT-технологиях, а вовсе не на нефти, к слову. К счастью, картина была защищена специальным стеклом, так что вряд ли сильно пострадала, но в экспозицию она не скоро вернется.
Напомним, что в прошлый раз активисты напали на „Подсолнухи“ Винсента Ван Гога, что оцениваются в более чем 70 миллионов долларов. Работа тоже была под стеклом, и в тот раз „борцы с маслом“ лили на великое не пюре, а томатный суп. „Подсолнухи“ от шока пока не оправились - шедевр Ван Гога „отходит“ в реставрационных мастерских Лондонской национальной галереи.
Кстати, члены движения „Just Stop Oil“, появившегося в середине февраля этого года (то есть еще до того, как в Европе начались перебои с закупками нефти и газа), с лета стали завсегдатаями музеем. Впервые они показали себя в июле, напав на картину художника-романтиста Джона Контебла в той же Лондонской галерее. Активисты приклеили поверх „Телеги сена“, изображающей тихую сельскую жизнь, картинку постапокалипсиса. Так они, видимо, пытались сказать, что, если не вернуться к фермерскому укладу, наступит климатический коллапс? Картина Контебла все еще на реставрации.
Потом „борцы с маслом“ посетили Королевскую академии художеств, где им приглянулась копия „Тайной вечери“ Леонардо да Винчи. Четверо активистов приклеили свои руки к раме, а на стене рядом с холстом написали баллончиком: „Нет новому маслу“. Они заявили, что искусство не может спасти мир, зато, если музеи закроются, то правительство наверняка откажется от своих планов по разработке новых нефтяных месторождений. Музеи почему-то не поверили.
Тогда активисты вооружились томатным супом - и снова наведались в Лондонскую галерею, теперь к Ван Гогу. А сейчас дошли и до Постдама. Видимо, они считают, что частный немецкий музей может повлиять на британское правительство? Или решили, что своим „выступлением“ смогут убедить Хассо Платтнера вложить деньги в ветряные мельницы вместо живописных стогов?
Пока что неуклюжие пиар-акции привели лишь к порче великих картин и уголовным делам в отношении вандалов. Кстати, борцы с маслом - не первые, кто пытался сделать имя, приклеившись к первоклассному искусству. Десять лет назад один умник решил сохранить свое имя для потомков и написал на шедевре Марка Ротко; „Владимир Уманец, 12. Потенциальное произведение желтизма“. Желтизм - это попытка двух несостоявшихся художников создать альтернативу искусству как таковому, объяснил он свои „концепцию“. Уманец был осужден за вандализм на два года и благополучно забыт. Впрочем, кажется, не совсем. Идея создавать хайп за счет признанных шедевров осталась витать где-то в лондонском воздухе, пропитанный нефтяными парами. Вот если бы активисты сами попробовали жить сельской жизнью без благ цивилизации, им можно было бы только похлопать. А портить картины - не экологично, за это статья светит.