Search
4 июля 2022
  • :
  • :

Школьникам придумали „поправки о труде“: „Мало работают руками“

Рабочая группа комитета по просвещению Госдумы выступила с инициативой в стиле ретро - вернуть в школы „классические уроки труда“. То есть, как и 40 лет назад, всем девочкам готовить картошку и шить фартуки, а мальчикам строгать табуретки. Это предложение разительно отличается от содержания ФГОС, которые вступят в силу с 1 сентября.

Школьникам придумали «поправки о труде» «Мало работают руками»

Фото; Геннадий Черкасов

Предложение о возвращении „классического труда“ внесла первый зампредседателя комитета Яна Лантратова. Председатель комитета по просвещению Ольга Казакова поддержала предложение.

„Одна из инициатив - о возвращении уроков трудового воспитания, - сообщает Лантарова. - Тех, которые были раньше и на самом деле учили детей делать что-то своими руками. Я со многими коллегами из комитета по просвещению этот вопрос обсуждала, думаю, нам нужно проработать эту инициативу, с которой мы в ближайшее время выйдем“.

Между тем предмет „технология“, который сейчас есть в школах Москвы, вовсе не исключает владения руками. Содержание программы - выбор школьной администрации. Картина получается довольно пестрая: тут и владение ПК, и токарное дело, готовка, шитье и вышивка и даже гончарные мастерские и чеканка.

В отдельных школах, действительно, осталось домоводство и столярниченье. В иных больше проходят теорию, чем практику, например, учат правилам застольного этикета.

- Моя дочь захотела перейти на программирование, шить она терпеть не может, - рассказала москвичка Альбина Стрельцова. - Терзала она этот фартук, мучилась, а потом говорит; „Зачем это мне? Вообще, я хочу в школе научиться тому, чему нигде больше не научусь. Блины печь ты, мама, меня научишь, шить я все равно не буду. А программировать научиться полезно“. Я тогда написала заявление и ее перевели в группу к мальчикам. В следующем году уже три девочки так перешли“.

Сейчас в школах на технологии чаще всего „проходят“ ПК и программирование. Что не только логично, но и сообразуется с государственной программой новой концепции „Технологии“, созданной по предложению Минобрнауки в 2016 году. Ее основное содержание -  развитие цифровых знаний и компетенций у школьников. Не исключаются из программы и материальные технологии, такие как готовка, шитье и рукоделия, но только в формате сменных групп. Потому что в современном мире мальчикам тоже нужно уметь готовить, а девочкам забить гвоздь. 

Именно эта концепция, цифровая и совместная для мальчиков и для девочек, легла в основу ФГОС, нового образовательного стандарта, который начнет действовать в РФ с 1 сентября 2022 года.

- Я в недоумении, - сдержанно отреагировала на новость директор школы Наталья Зайцева. - Сейчас у нас на технологии преподают работу на компьютере, компьютерную графику, программирование. К новым ФГОСам у нас уже закуплено оборудование по „Материальной технологии“ на две программы „Индустриальные технологии“ и „Технология ведения дома“. Под сменные группы, 10-12 человек. Теперь все менять?..

Родители школьников по-разному относятся к этому предмету. Есть и такие, кто ностальгирует; женщины вспоминают, что именно на „труде“ у них проснулась домоводческая жилка, мужчины настаивают на умении держать в руках рубанок. Но большинство современных родителей выступают против гендерного подхода к преподаванию. „Всех надо одинаково учить. Вкрутить лампочку, поклеить обои, прочистить сливную трубу, ухаживать за животными“, - считает папа школьника из Екатеринбурга. „Да лучше б учили детей как планировать семейный бюджет, за свет платить, не попасться на удочку кредитов или мошенников“, - полагает мама из Перми.

- У французов есть такое выражение, „когда мертвецы хватают живых“, - говорит системный и семейный психолог Марьяна Разумовская. - Смысл в том, что отжившие, косные традиции прошлого мешают жить современному поколению. Вот это предложение, мне кажется, из разряда таких. Надеюсь, я не открою тайну - очень много клиентов семейных психологов доходят почти до развода потому, что им душно в парадигме навязанных гендерных ролей. Во многих парах я наблюдаю тенденцию, когда папы активно занимаются детьми, но стирка, уборка, глажка и готовка все равно „женская обязанность“. Конечно, не в одних уроках „труда“ здесь дело, проблема куда глубже укоренилась. С другой стороны, не понимаю, зачем сейчас надо это возрождать, да еще на законодательном уровне. Для укрепления семьи и поддержки демографии нужны совершенно другие, противоположные меры.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели