Внутренний туризм в России набирает обороты, и всё чаще возникает вопрос: допустимо ли туристам осматривать православные храмы просто как достопримечательности, без намерения помолиться? Почти у каждого есть история о том, как визит в церковь с туристическими целями обернулся неприятностями; либо ругали за внешний вид, либо за желание фотографировать. Как вести себя тем, кто воспринимает храмы исключительно как памятники истории и архитектуры, разбирался „МК“.
Путешествия по России неотрывно связаны с храмами и монастырями. Не обязательно речь идёт о паломнических турах - если говорить о городах Золотого кольца, например, Владимире, Суздале, Костроме, Ярославле и других, то главные их достопримечательности так или иначе связаны с православием. Только здесь возникает неприятный нюанс: после пары неудачных попыток туристы вовсе отказываются от идеи заходить внутрь православных соборов, даже если внутри - шедевры вроде подлинных росписей Андрей Рублёва.
„Зачастую нежелание заходить в храм обусловлено агрессией тамошних обитателей; тётушек, бабушек, а иногда даже батюшек. Казалось бы, человек пришел в храм: может, он хочет приобщиться к вере; может, хочет полюбоваться фресками и иконами; а может он блогер, который хочет написать статью о вашей уникальной церкви и привлечь в неё паломников. Но нет, очень часто приходится сталкиваться с негативом: то встал не туда, то перекрестился не так, ну а если сделал попытку сфотографировать; обычно это не возбраняется только в храмах, которые давно превратились в музеи, типа соборов Питера“, - высказывает путешественник Дмитрий П., автор популярного тревел-блога.
В каких „грехах“ чаще всего обвиняют туристов, пришедших в храм? Критике подвергаются женщины в брюках (обычно им предлагают завернуться в специальный фартук), женщины с непокрытой головой, люди обоих полов в майка-безрукавках, попытки сфотографировать что-то в интерьерах храма, громкие разговоры туристов между собой и т.д. Ну и главное, что может спровоцировать негатив - несогласованность намерений; во многих храмах от людей ждут, что они обязательно будут креститься на входе, прикладываться к иконам и совершать прочие ритуалы. Туристы, не считающие себя религиозными, на это не готовы.
Как отметил в разговоре с корреспондентом „МК“ священник Филипп Ильяшенко, чаще всего всё упирается в человеческий фактор, хотя есть и объективные препятствия.
- Разумеется, грубость недопустима, но мы должны понимать: люди везде люди, в том числе в храмах. Можно наткнуться на хамское отношение, к сожалению. Однако от туриста в храме тоже ждут уважения. Каждое сообщество имеет свои нормы поведения, например, по нормам одежды или манерам. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, и в данном случае это не фигура речи. Нужно понимать: храм - это место молитвы, и только потом памятник архитектуры. Поэтому те, кто пришёл как туристы, должны спросить у сотрудников на входе; можно ли фотографировать? Я могу сказать так; на мой взгляд, когда достают фотоаппарат, особая атмосфера храма нарушается, и это не очень хорошо. И, конечно, недопустимо, когда в поисках удачных кадров человек пытается ложиться на пол или лезть куда-то высоко. Есть и другой нюанс: не всегда понятно, для чего человек делает фото. Не будет ли потом этот кадр использоваться для глумления?
Впрочем, ограничения на фотографирование могут быть связаны с абсолютно объективными факторами - необходимостью защитить хрупкие фрески, например, от внешнего воздействия. Туристы нередко спорят и с этим, напирая на то, что достаточно запретить пользоваться вспышкой, но здесь довольно легко возразить: все нюансы учесть невозможно - и, увы, порою проще запретить. Это касается не только русских храмов. С такими же жесткими ограничениями на съёмку можно столкнуться, например, в турецкой Каппадокии (где сохранились ранние христианские скальные церкви) или в некоторых соборах Италии. Хрестоматийный пример - Сикстинская капелла в Ватикане; о том, что там запрещено фотографировать, хорошо известно даже тем, кто никогда не был в Риме.
Старообрядцы, например, не любят фотографии, потому что боятся обнародовать наличие в храме какой-то ценной древней иконы - и выложенные кем-то в Интернет фото привлекут воров и жуликов.
Другой собеседник „МК“, отец Геннадий, добавил, что объяснение может быть на поверхности. Опытные путешественники, которые в качестве примера приводят соборы Италии или Франции - мол, почему там можно фотографировать, а в России нельзя! - не учитывают простой факт; российские храмы не так избалованы туристами.
- Разница не в православии или католицизме - разница в отношении конкретных людей. В Исаакиевском соборе, в Храме Христа Спасителя, в Петропавловском соборе можно ходить, глазеть, и никого это не смутит. Просто в Венеции есть Джотто, а у нас нет Джотто - поэтому традиция не сформировалась. У нас на порядок меньше храмов, которые могли бы привлекать туристов - не так много уцелело соборов, где есть подлинный Андрей Рублёв, Гурий Никитин или Дионисий. Соответственно, служители храмов просто не выработали отношение к туристам. Кстати, есть очень хороший маркер; если в храме просят деньги за вход, значит, можно воспринимать его как туристический объект, даже если храм действующий. Другой вопрос: как прихожанина отличают от туриста? В любом случае надо внимательно читать объявления на входе, скорее всего, там описаны все правила поведения.
Собеседник „МК“ подчеркнул, что внутренним правилам, конечно, подчиняться нужно, иначе никак. Если тебе что-то говорят, лучше это сделать. Например, если написано, что не благословляется женщина в брюках, потратьте две минуты на то, чтобы замотать ноги платком. Если будете спорить и настаивать на своём, то только спровоцируете конфликт - и ничего вы не добьётесь, только настроение испортите.
- Я могу порекомендовать делать ставку на вежливость. Например, спросить честно; мол, я просто хочу посмотреть фрески Дионисия и сфотографировать их для своего архива, я не воцерковленный, как мне быть? Скорее всего, вежливому человеку не откажут. При этом, конечно, надо соблюдать внутренние правила. В мечетях ведь никого не смущает необходимость снять ботинки и ходить босиком - вот и в православных храмах не нужно возмущаться необходимости покрыть голову платком. Либо, если для кого-то это совсем уж неприемлемо, просто не входить внутрь, - продолжает священник.
Он упомянул о деликатном моменте, который касается только женщин; запрете на посещение церквей во время менструаций - якобы в этот период женщина считается „нечистой“. Об этом ограничении спорят примерно столько же, сколько существует христианство, и сейчас сходятся во мнении; всё упирается в личный выбор женщины.
- Не стоит предавать этому периоду чрезмерного значения. Изначально запрет был на пролитие в храме крови, а не на нахождение в храме во время критических дней и связан он всего лишь с невозможностью использовать надёжные гигиенические средства. Сейчас эта проблема решена, так что всё остаётся на совести женщины - считает ли она важным для себя такое ограничение? Разумеется, не нужно на входе в храм громко объявлять о своих критических днях, - добавил собеседник „МК“.