Российских таксистов ждут большие перемены. Сейчас они - извозчики „без роду и племени“, а могут стать представителями полноценной профессии. Внести водителя такси в государственный реестр профессий предложил министру труда Котякову депутат от „СРЗП“ Дмитрий Гусев. Что стоит за инициативой, как к ней относятся сами таксисты и во что это обойдется пассажирам, выяснил „МК“.
Фото; Геннадий Черкасов
„Сегодня в России на государственном уровне не определена профессия „Водитель такси“. Вместе с тем, в стране работает порядка 370 тысяч водителей такси (только в Московском регионе их количество оценивается в 85 тысяч). Работа водителя такси требует особенных профессиональных навыков и компетенций, концентрации. Она связана с повышенной нагрузкой, тяжелыми условиями труда и рисками профессиональных заболеваний“, написал депутат Дмитрий Гусев в обращении к главе Минтруда РФ Антону Котякову.
Парламентарий отметил, что большинство водителей такси работают через компании-агрегаторы услуг и имеют статус самозанятых либо ИП. „Их права слабо защищены, они подчас не формируют достаточных пенсионных накоплений, имеют ограниченный доступ к медицинским и иным услугам“, отметил депутат в письме.
Кроме того, статус водителя такси и квалификационные требования, за исключением наличия водительского удостоверения категории „В“, не урегулирован и не обеспечивает необходимого спектра социальных гарантий.
Если профессия водителя такси появится на государственном уровне, вырастет и престиж профессии. Сегодня люди зачастую идут в таксисты, чтобы просто подработать месяц-другой. Но ведь эта профессия предполагает особые навыки и тяжелый ответственный труд. В таксисты должны идти самые подготовленные и лучшие профессионалы. Это возможно после того, как престиж профессии поднимется. Тогда вырастут и зарплаты, и качество сервиса, пояснил Дмитрий Гусев.
Такси в России до сих пор не имеет статуса общественного транспорта, напоминает председатель Межрегионального транспортного профсоюза Тарас Шевченко. Таксистом может стать любой, у кого есть водительские права и стаж три года.
Если профессия водителя такси станет официальной, появятся квалификация и разрядность. Это даст возможность защитить права как работников, так и пассажиров, комментирует инициативу парламентария Шевченко.
Эксперт напомнил, что в советское время устроиться на работу таксистом было очень сложно. Теперь же все гораздо проще. Даже лицензию дают не на водителя, а на автомобиль.
Плюсом для пассажира станет безопасность и уверенность в том, что за рулем профессионал. Плюсом для таксопарка станет уменьшение числа аварий. Безопасность на дорогах также вырастет. Сейчас водитель автобуса работает по норме и может быть за рулем не более восьми часов. А таксист минимум работает по 12, а то и по 16 часов. Отработал на одном агрегаторе, подключился к другому и работай дальше, рассказал Шевченко. При этом эксперт отметил, что внедрение новшества не должно отразиться на стоимости услуг такси для пассажиров.
Тарифы таксопарков не менялись уже два года. Та стоимость, которую вы видите, заказывая такси в приложении, устанавливается не парком, а агрегатором. И совершенно непонятно, по каким принципам она устанавливается. Например, по тарифу таксопарка тариф на машину класса „комфорт плюс“ составляет 199 рублей и далее по счетчику за каждый километр. Но агрегатор выставляет для пассажира минимальную стоимость в 300 рублей, объяснил эксперт.