Search
2 июля 2022
  • :
  • :

В России появится орган власти, ответственный за идеологию

С ценами у нас, надо признать, дело швах. Совсем цены отбились от рук. Зато полный порядок с ценностями; они под все более надежным государственным контролем и защитой. А скоро охрана будет - что в правительственном бункере! Подготовленный в Минкультуры проект указа президента, утверждающего „Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей“, предусматривает в числе прочего появление „органа межведомственной координации“.

В России появится орган власти, ответственный за идеологию

Фото; duma.gov.ru

С новым компетентным органом власти - напрашивающееся название „Государственный комитет по ценностям“, или, для краткости, „Госкомценность“, - дело, конечно, пойдет куда веселее. Помимо иных важных полномочий эту структуру предлагается наделить функцией „проведения организационно-кадровых мероприятий, включая согласование кадровых назначений“.

Ну, то есть задумает пробраться во власть кто-то нам духовно-нравственно чуждый, а не тут-то было. Как пелось в старой советской песне; „Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде; мы начеку, мы за врагом следим!..“ Мигом обрежут зарвавшемуся отщепенцу крылышки.

Кстати, уже в одном этом пункте видна приверженность нашей власти политическим традициям. Помнится, во времена СССР ответственная миссия контроля за номенклатурными кадрами была возложена на отдел организационно-партийной работы ЦК КПСС.

Однако нельзя не видеть и приметы нового. „Госкомценность“ возьмет на себя одновременно функции идеологического отдела ЦК -чевидное доказательство того, что, вопреки стенаниям либералов, отечественная история развивается не по кругу, а по спирали. Налицо явная экономия государственных средств; один бюрократический аппарат вместо двух.

Хотя совсем без трат, конечно, не обойдемся. „Для осуществления полномочий органа межведомственной координации требуется дополнительное финансирование из федерального бюджета“, - признает минкультовский проект.

Но игра стоит свеч, ибо враждебные вихри, утверждается в проекте, веют над нами со все возрастающей силой; „Угрозу традиционным ценностям несут деятельность экстремистских и террористических организаций, действия США и их союзников, транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих организаций…“

В общем, цель проекта ясна. И цель, безусловно, благородна. Но вот относительно средств возникают вопросы. Во-первых; какие именно ценности мы собирается оборонять и культивировать?

Примеры таковых, справедливости ради, приведены; „К числу традиционных ценностей относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность…“ И еще много другого, столь же замечательного (см. проект). Но формула „к числу… относятся“ предполагает, что список не исчерпывающий. Что есть и другие ценности, которые мы тоже в обиду не дадим.

Тем более что далее поясняется, что речь идет о ценностях, „выработанных в ходе тысячелетней истории России“. А за нашу тысячелетнюю историю выработалось много чего. Возьмем, например, пытки в пенитенциарной системе. Традиция эта возникла в незапамятные времена и, как свидетельствуют скандалы, периодически сотрясающие ФСИН, до сих пор никуда не делась.

Собственно, даже в методах заплечного дела обнаруживается, так сказать, перекличка эпох; такой распространенный у нас способ убеждения непослушных зэков, как введение в их прямую кишку шваберной рукояти, - это же не что иное, как отдаленный „потомок“ посажения на кол! Его облегченная, гуманизированная благодаря просвещению и прогрессу версия.

Будет мы сохранять такую „традиционную ценность“, возьмем с собою в светлое завтра? Непонятно. С одной стороны, а именно со стороны Конституции, пытки у нас строго-настрого запрещены. Но с другой; Конституция - не догма. После недавней правки в ней появилось много чего интересного. Почему бы не появиться и швабре?

Впрочем, если оставаться на почве Конституции - и считать ее незыблемой, - то возникает „засада“ другого сорта. Если исходить из ценностей, зафиксированных в Основном законе, то получится, что с нашими заклятыми геополитическими недругами мы находимся, как это ни парадоксально, в одной цивилизационно-идеологической лодке.

„Человек, его права и свободы являются высшей ценностью - гласит российская Конституция. - Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -бязанность государства…“ Нет для нас, согласно Конституции, „ни эллина, ни иудея“, ни верноподданного, ни инакомыслящего. Но те же самые высшие ценности провозглашаются в конституционных актах западных стран.

А вот парадокс номер два; с теми, кого мы называем „друзьями“, „братьями“ и „стратегическими партнерами“, у нас налицо, напротив, непримиримые идеологические расхождения.

Возьмем, скажем, конституцию „братского“ Китая. В первых строках там вовсе не про права и свободы, а вот про это; „Китайская Народная Республика является социалистическим государством демократической диктатуры народа… Руководство со стороны Коммунистической партии Китая является самой сущностной особенностью социализма с китайской спецификой. Запрещается любым организациям или частным лицам подрывать социалистический строй“.

А это конституция дружественного нам Ирана; „Исламская Республика - это система правления, основанная на вере в; 1. Единого Бога… в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться Его воле. 2. Божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов. 3. Страшный суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу… 5. Преемственность имамов (имамат) и их опеку над обществом и основополагающую роль этого принципа в продолжении исламской революции…“

Короче говоря, идеология - дело тонкое. Как говорил незабвенный Михаил Жванецкий, „тщательней надо, ребята“. Иначе, не ровен час, запутаемся, заплутаем, потеряем ориентиры. Начнем бороться с вроде бы чуждыми идеалами, а окажется, что искоренили, увлекшись, свои. А насадили - диктатуру китайского либо иранского образца.

Ну и с ценами, конечно, тоже что-то надо делать. Соловья, как говорят в народе, баснями не кормят. Как показал опыт Казахстана - да, собственно, хватает в этом отношении и нашего собственного исторического опыта, - не адекватные доходам цены очень плохо совмещаются с „успешной реализацией государственной политики в сфере традиционных ценностей“. Можно даже сказать, совершенно с этой политикой несовместимы.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели