Search
16 мая 2022
  • :
  • :

В России заработало уголовное наказание за товары без специальной маркировки

Масштабный эксперимент по очищению рынков от фальсификата и повышению контроля качества товаров выходит на новый уровень. С 1 декабря 2021-го за распространение продукции без специальной маркировки - шуб, сигарет, обуви, парфюмерии, „молочки“, минералки - нарушителям грозит либо многотысячный штраф, либо лишение свободы. Такая же судьба ждет тех, кто занимается оборотом товаров с поддельной меткой.

В России заработало уголовное наказание за товары без специальной маркировки

Фото; АГН „Москва“

Ответственность за нарушения при обязательной маркировке товаров усиливается в России с 1 декабря. Сами законы, которые внесли изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и в Уголовный кодекс страны, были подписаны летом текущего года.

Цифровая маркировка распространяется на 14 товарных групп; молочную продукцию, минеральную воду, лекарства, табак, обувь, пять категорий товаров легкой промышленности, а также шубы, духи, шины и фототехнику.

Впредь для производителей непромаркированной продукции, включая индивидуальных предпринимателей, для должностных лиц предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. рублей, для компаний -т 50 до 100 тыс. рублей с конфискацией непромаркированной продукции. Для продавцов такого товара законом предполагается штраф от 2 до 4 тыс. рублей, для должностных лиц также 5-10 тыс. рублей, для компаний -т 50 до 300 тыс. рублей с конфискацией продукции.

„Наказание некритичное, но может применяться многократно до тех пор, пока нарушение не будет устранено, поэтому выгоднее перенастроить производство, - считает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников. - К тому же, велика вероятность, что немаркированный товар просто перестанут брать для реализации продавцы, поскольку для них тоже предусмотрены штрафы“.

Отметим также, что за производство и реализацию немаркированного товара или товара с поддельными кодами в особо крупном размере предусмотрен штраф до 1 млн. рублей или лишение свободы от 3 до 6 лет.

„Полагаю, что доля фальсификата действительно сократится, ведь подделывать товар теперь будет сложнее и дороже, а там, где нет значительной материальной выгоды - нет и подделок. Сократить количество фальсификата может не сам факт маркировки, а то, что продавцы, опасаясь штрафов, не будут реализовывать такой товар, особенно крупные торговые сети, которые помимо денег дорожат репутацией“, - считает юрист.

Напомним, маркировка товаров вводилась для того, чтобы сократить на рынке долю контрафакта; в любой момент надзорные органы по имеющимся меткам могут проверить, легально ли был ввезён товар, заплачены ли пошлины и акцизы. Также должны выявляться и подделки, которые не всегда можно опознать без длительных и дорогостоящих экспертиз. Специальный QR-код, нанесенный, например, на каждую бутылку воды или молока, можно отсканировать с помощью мобильного приложения и узнать, произведен напиток легально или нет легально. Структуры, отвечающие за реализацию проекта, утверждают, что нововведение увеличит собираемость налоговых и таможенных платежей.

Между тем, производители заявляли, что затраты на интеграцию системы достигают несколько десятков миллиардов рублей, а издержки придется покрывать за счет увеличения розничных цен.

Возьмем, к примеру, продовольственные товары, говорит глава Союза потребителей России Пётр Шелищ. „Хорошо бы, чтобы власти отчитались - сколько фальсифицированной продукции было удалено с рынка. С моей точки зрения - ноль. До сих пор не известно, в чем фактическая польза цифровой маркировки. Если с её помощью не получается выявить незаконный товар, то цена - это единственное, на что она влияет. 50 копеек за лицензирование одного кода превращаются в 60 копеек после НДС - это стоимость одной марки, плюс - издержки на модернизацию производственных линий, а к наценкам на уровне производства добавляются и розничные наценки. Деньги „на круг“ выходят большие. На выходе получается, что оплачивает маркировку потребитель, так как стоимость продукции увеличивается“, - подчеркивает эксперт.

Товар товару - рознь. Одно дело, если и без того дорогостоящая шуба из-за нанесенного чипа подорожает на несколько рублей - этого никто и не заметит. А вот подорожание продуктов из-за маркировки - это проблема весьма чувствительная для большинства россиян. Даже рост цен на 1-1,5% потребитель заметит. „С декабря 2021-го, получается, будет неважно, например, почему производитель не наладил систему маркировки; будь то собственное разгильдяйство, будь то нехватка денег - нарушитель понесет наказание. Следствие для потребителей одно - конкуренции меньше, товара меньше, цены выше“, считает Шелищ.

Источник




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели