Search
14 августа 2022
  • :
  • :

Внесен еще один законопроект об иностранных агентах; услышал ли Путин

Президент Путин в ходе встречи с Советом по правам человека согласился с тем, что законодательство о СМИ-иноагентах нужно обсудить и чем черт не шутит! возможно, даже скорректировать. В Госдуму тем временем внесены уже два законопроекта, предлагающие разные варианты решения проблемы массового превращения российских СМИ и журналистов в „агентов“.

Внесен еще один законопроект об иностранных агентах; услышал ли Путин

9 декабря, комментируя выступление председателя Комиссии по правам человека в информационной сфере, главы Московского Союза журналистов Павла Гусева, который обратил внимание на абсурдность некоторых положений российского законодательства об иностранных агентах, Владимир Путин сказал буквально следующее; „согласен, давайте вернемся к этому, с профессиональным сообществом поработаем и придем, насколько это возможно, к согласованным решениям“. 

Эти слова гарантируют пока лишь одно; обсуждение проблемы с журналистским сообществом. Не более того. Чтобы понять, действительно ли власть готова к корректировке принятых за последние несколько лет и доведенных до иезуитского совершенства в конце прошлого года „агентских“ законов, надо сначала как минимум дождаться публикации перечня поручений президента по итогам встречи с СПЧ именно в этом документе будут указаны и ответственные ведомства и структуры, и сроки исполнения. В прошлом году встреча с СПЧ состоялась 10 декабря, а поручения по её итогам обнародовали лишь 28 января 2021 года…

Как раз в то время, когда президент общался с правозащитниками, в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий внести изменения в порядок признания „иностранными агентами“ СМИ, журналистов, просто физических лиц и некоммерческие организации. Его авторами стала группа депутатов из фракции „Новые люди“ во главе с Алексеем Нечаевым. И это не первая инициатива „про агентов“: в конце октября свою, только про СМИ-иноагентов, внесли депутаты из фракции „Справедливая Россия“ во главе с Сергеем Мироновым. Видимо, какие-то воздушные массы в высших слоях российской политической атмосферы пришли в едва заметное, но все-таки движение; представить себе год назад не то что внесение сразу двух законопроектов, предлагающих смягчить и сделать, если можно так выразиться, более цивилизованной практику признания „иностранными агентами“, а даже публичное выступление „системного“ политика на эту тему было трудно.

Посмотрим, в каком же направлении бьется мысль наших законодателей, если говорить только о СМИ-иноагентах.

Объединяет обе инициативы намерение сделать процедуру признания таковыми через суд; сейчас по закону решение во внесудебном порядке принимает Минюст (по согласованию с МИДом в отдельных случаях), и сваливается оно на головы несчастных как снег с не расчищенной крыши. Более того объяснять мотивировку принятия именно такого решения исполнительная власть не обязана; многие узнают о том, почему они в реестрах Минюста оказались, лишь во время судов, пытаясь обжаловать уже свершившийся факт.

Безрезультатно обжаловать, заметим: ни одного выигранного процесса не было. Да и быть не могло потому что так написан закон, принятый парламентом и подписанный президентом, и суду остается лишь подтверждать соответствие действий властей его нормам.

По закону СМИ-иноагентом может стать любое иностранное и российское СМИ, а также любое физическое лицо (в том числе и российское), которое распространяет „для неограниченного круга лиц“ информацию любым известным миру способом, если оно получает в любом, сколь угодно малом количестве (хоть пять копеек или центов!) деньги или сколь угодно незначительное „имущество“ от иностранных государств, иностранных государственных органов, иностранных и международных организаций, и просто иностранцев. Впрочем, достаточно будет и денег (опять же в сколь угодно малом количестве) от российских организаций или граждан, если они, в свою очередь, хоть что-то получают от иностранцев. Никакой связи между полученными деньгами и распространениям информации может и не быть вовсе; закон позволяет записывать в „иностранные агенты“ журналистов, получивших сколь угодно давно (по времени ограничений в законе тоже нет) от бабушки в Германии сто евро в подарок или гонорар за статью в иностранном СМИ. Ещё один способ попасть в „агенты“ распространить материал какого-то „СМИ-иноагента“. Репостнул понравившийся материал, при этом в анамнезе те же сто или даже пятьдесят евро от бабушки из Германии при желании сделают „агентом“ и тебя.

Справороссы предлагают сделать процедуру признания СМИ-иноагентом двухступенчатой; если какое-то СМИ или журналист, неоднократно распространявшие информацию, однократно получат „значительные“ иностранные деньги, Минюст должен сначала его предупредить. А вот если вскроются факты неоднократного получения зарубежных средств в значительном количестве Минюст вправе обратиться в суд с иском о признании „иностранным агентом“. Какое же количество будет считаться „значительным“? Справороссы не стали мучиться, и отдали решение этого вопроса тому же Минюсту. Но суд, которому придется решать, „иноагент“ перед ним или нет, сможет признать указанную денежную сумму или имущество незначительными, и отказать. А ещё суду предлагается дать право даже при неоднократном получении значительных средств в исключительных случаях, с учетом личных обстоятельств потенциального „агента“, Минюсту отказывать.

Как мы видим, никакой связи между полученными из-за рубежа деньгами и деятельностью по распространению информации этот законопроект не устанавливает. Деньги по-прежнему могут не являться оплатой „заказа“ на определенную информацию. И никакого смягчения требований к попавшим в реестр тут не предлагается: по-прежнему физлица, признанные „СМИ-иноагентами“, должны будут открывать юридические лица и отчитываться подробнейшим образом несколько раз в год обо всех (буквально!) своих расходах и доходах. А также маркировать все свои публичные заявления, даже личного характера (вроде семейных фото или рассказа о дне рождения ребенка в соцсетях) указанием на то, что „эта информация создана иностранным агентом“…

У „Новых людей“ всё ещё сложнее. В законе „О СМИ“ они хотят прописать невиданное прежде понятие „иностранный принципал“: это иностранное правительство, иностранная политическая партия, иностранное юрлицо, корпорация, организация или объединение лиц, а то и просто отдельно взятое иностранное физлицо. „СМИ-иноагентом“, по их мнению, может быть признан только тот, кто распространяет информацию „по приказу, поручению, запросу, указанию или под контролем иностранного принципала“ или по приказу-поручению-запросу того, кто действует по приказу этого самого принципала и чьи оборотные средства не менее чем на 30% от принципала получены. Решение о включении в реестр и в этом варианте законопроекта принимается судом по иску того же Минюста. Никакого юрлица гражданам, выполняющим функции СМИ-иноагентов, учреждать не надо, считают депутаты.

Законопроект „Новых людей“ написан очень путано видимо, из-за депутатской неопытности авторов. В законе „О СМИ“, к примеру, почему-то предлагается одновременно прописать и нормы, касающиеся посто физических лиц иностранных агентов, а это в России разные категории „агентов“, их включают в разные реестры, и требования к ним и по отчетности, и по маркировке своей информационной продукции предъявляются разные. Но про физлиц иноагентов говорится в другом действующем законе, „О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ“ его, впрочем, тоже планируется поправить.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели