Новости о дефиците тех или иных препаратов поступают с завидной регулярностью. Из последнего - днем с огнем не найти сразу несколько импортных транквилизаторов. Немногим ранее больные сахарным диабетом столкнулись с нехваткой жизненно-важного препарата, а врачи говорят о том, что их пациенты испытывают серьезные сложности с доступностью антибиотиков, гормонов, противоопухолевых средств. Кроме того, эксперты сообщают о существенном росте цен на лекарства за последний год; по оценкам экспертов „Ромира“, они скакнули на треть.
Фото; Наталия Губернаторова
По данным аналитической компании RNC Pharma, поставки в страну импортных рецептурных транквилизаторов сократились. То есть, лекарств, очень востребованных населением сегодня. Прежде всего, это касается препаратов „Сомнол“ и „Имован“ (их поставки упали в 7 и 3 раза в сравнении с прошлым годом соответственно), однако отмечается, что сокращению поставок подверглась вся линейка сильнодействующих успокоительных, включая „Золомакс“, „Релиум“, „Тазепам“ и „Лорафен“. Из-за сокращения поставок эта группа препаратов сразу оказалась в дефиците.
Немногим ранее сообщалось о возникшем дефиците лекарств от сахарного диабета - цены на некоторые из них выросли втрое. По подсчетам RNC Pharma, поставки импортных препаратов в Россию октябре упали на 20% в физическом выражении, а за 10 месяцев года ввоз готовых лекарств в целом сократился на 8,6% (нерасфасованных на 30%).
О глубине дефицита свидетельствуют данные декабрьского опроса, проведенного одним популярным сервисом дистанционного обучения медработников среди 1843 врачей из всех федеральных округов. Опрос был проведен путем анонимного тестирования.
Почти 80% (!) врачей признались, что наблюдают дефицит лекарственных препаратов. Чаще всего респонденты говорят о недостатке антибиотиков (включая детские), инсулина, препаратов для лечения гормональных расстройств, и онкологических заболеваний.
В целом более половины (57,7%) опрошенных сказали о „некотором дефиците препаратов“; еще 20,3% заявили, что „есть серьезный дефицит“. По мнению 21,9% опрошенных, „лекарств достаточно“. Кстати, аналогичный опрос проводился в июне - тогда про серьезный дефицит говорили лишь 15% респондентов.
Среди самых дефицитных опрошенные врачи выделили несколько групп медикаментов. На первом месте антибактериальные препараты (об их нехватке сообщили 12,3% врачей). На втором гормональные средства (на них указало 7,1% респондентов), на третьем инсулин (7%). А еще 5% опрошенных отметили дефицит лекарств для онкобольных. Для сравнения: в июне топ дефектур состоял из гормональных лекарств, противосудорожных, противоэпилептических, антибиотиков и инсулина. „Проблемы в системе здравоохранения сохраняются и по некоторым вопросам ситуация немного ухудшается. Вызывает тревогу сообщения врачей о нехватке антибиотиков, гормональных препаратов и инсулина. Все это говорит о том, что системные вопросы отрасли не решены и, похоже, им сейчас не уделяется должное внимание“, - считает один из инициаторов опроса Игорь Степанюков.
Тем временем, Ромир сообщил, что на фоне сокращения поставок импортных лекарств и дефицита в аптеках отмечен рост цен на лекарства. На основе составленной экспертами корзины из 67 наиболее популярных наименований препаратов, цены за год выросли на 29,4%. У Росстата данные другие рост цен на медикаменты составил в ноябре по отношению к аналогичному периоду прошлого года 10,2%. Эксперты видят немало оснований для роста цен; кроме сокращения поставок, это и падение российского производства (в октябре, по данным Росстата, российские фармзаводы сократили выпуск на 8,5%), и сложности (а, как следствие, удорожание) логистики поставок как готовых лекарств, так и субстанций для их производства. Напомним, что львиная доля российских препаратов выпускается из субстанций, которые не производятся у нас в стране.
Впрочем, как рассказал МК гендиректор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк, реальный рост цен на фармрынке соответствует официальным данным и не превышает 10%:
Мы видим общую инфляцию по фармрынку в среднем 5%, но на препараты, которые не входят в список жизненно-важных и необходимых (ЖНВЛП) 10%. Препараты из ЖНВЛП показывают нулевую инфляцию, хотя они дорожали во время повышенного спроса, но в октябре и ноябре спрос снизился и цены на них опустились. Думаю, 30-процентного роста цен на лекарства все же нет. Мы используем традиционную методику подсчета индекса инфляции, и инфляция на фармрынке сейчас ниже, чем в среднем по стране (последняя составляет 10-12%).
А что можно сказать о дефектурах?
Дефектуры препаратов были всегда, и они периодически возникают. Но говорить о повальном отсутствии каких-то позиций не приходится. Ситуация напоминает предыдущие годы, когда чего-то в период чего-то не хватало - из-за изменения спроса, задержек в производстве и пр. Да, сегодня ситуация усугубляется логистическими сложностями. Два месяца назад Белоруссия начала вводить правила по транзиту, что негативно сказалось на поставках. Но говорить, что с рынка повально уходят лекарства, нельзя.
А как же транквилизаторы?
Доля падения продаж транквилизаторов иностранного производства очень незначительна.
Инсулины, с которыми периодически возникают перебои?
Инсулины - препараты бесплатного отпуска, и если с ними перебои это проблема закупок и распределения. Никто инсулины во ввозе не ограничивал, и иностранные производители, участвующие в госзакупках, производят инсулин на территории РФ.
Какова ситуация с завозом субстанций?
Большинство проблем решено. Да, их везут сложно, через третьи, четвертые и пятые страны, но везут. И европейские компоненты, и китайские, и индийские. В период ковида с их производством и поставками были серьезные проблемы во всем мире. Проблема многогранна, она обусловлена не только санкциями. В 2021 году в Индии из-за высокой заболеваемости закрывались целые химические кластеры некому было работать. А дефицит антибиотика амоксиклава во всем мире был вызван сложностями с производством субстанции.
Каковы ваши прогнозы?
Я оптимистичен. Больше 90% субстанций поставляются к нам из Индии и Китая, проблем не будет. Даже западные компании, которые как бы уходят с рынка, передают права на производство лекарств дочерним компаниям, которые спокойно их нам продают. Так что фармрынок вряд ли ждут потрясения.